Практические советы
4
0

Законно ли создавать игровые моды, и кому принадлежат права на них?

Что такое «мод»

Захотелось разнообразить геймплей любимой компьютерной игры? Почему бы не добавить новые предметы, персонажей, или даже целые локации и режимы? Однако не все так просто. Подобные действия представляют собой модификации компьютерной игры, интеллектуальные права на которую принадлежат разработчику. Например, права на серию игр «Grand TheftAuto» («GTA») принадлежат британской компании Rockstar Games, на «Warcraft» - Blizzard Entertainment.      

Игровая модификация или мод — это неофициальный контент, пользовательское изменение компьютерной игры. В этом его отличие от игровых дополнений и обновлений, выпускаемых самим разработчиком. 

Можно ли модифицировать игры

В судебной практике немало споров, связанных с незаконными моддингом геймплея. Например, конце июня 2021 года GitHub восстановил доступ к ранее удаленным репозиториям фанатских версий GTA 3 и GTA Vice City (Re3 и reVC). В сентябре того же года Take-Two Interactive, компания-учредитель оригинального разработчика Rockstar Games, подала иск на моддеров за нарушения авторских прав. Ответчики заявили о том, что их моды исправили ошибки, которые истец прекратил исправлять много лет назад и, кроме того, улучшили графику. Но по мнению истца, команда «умышленно и злонамеренно» без разрешения скопировала, адаптировала и распространила ее исходный код в коммерческих целях. Тут необходимо отметить, что Пользовательское соглашение Rockstar все же предусматривает возможность создания любых модификаций, но только для личных целей или некоммерческого использования. 

Интересно, что некоторые правообладатели, напротив, поддерживают моддеров. Например, на онлайн-площадке Steam есть раздел «Мастерская Steam», где разработчики могут предоставить разрешение на создание модификаций к своей игре. Более того, платформа Steam сама предлагает авторам создавать объекты на их платформе Source.  

Также в феврале 2024 года компания BlueStacks, известная по одноименному Android-эмулятору, анонсировала запуск «первой и единственной в мире» платформы для моддинга мобильных игр.

Кто является правообладателем игровых модов

Моддинг – это переработка компьютерной игры. При этом моды так же являются результатами творческого труда, самостоятельными объектами авторских прав. Кому же принадлежат права на них?

Ответ на этот вопрос можно найти в пользовательских соглашениях.    

Например, согласно пункту «MINECRAFT: JAVA EDITION» Лицензионного соглашения Minecraft, пользователи, которые приобрели указанную версию игры, вправе экспериментировать и изменять ее, добавляя модификации, инструменты или подключаемые модули. При этом им принадлежат все права на созданное производное произведение. Есть лишь одно ограничение – нельзя использовать разработанные модификации в коммерческих целях, то есть распространять Модифицированные версии Minecraft: Java Edition.   

Похожие положения содержатся и в пользовательском соглашении Epic Games – разработчика игры «Fortnite». Epic разрешает пользователям использовать свои сервисы для создания, разработки, загрузки, отправки, передачи или иного предоставления различных улучшений, модификаций или другого пользовательского контента. Кроме того, автор мода может направить его Epic Games, тем самым предоставив разработчику неисключительную, полностью оплаченную, безвозмездную, отзывную лицензию на использование, копирование, изменение, распространение, публичное исполнение и публичный показ модификаций с целью предоставления их конечным пользователям для установки и использования.    

Примером ограничения прав модификаторов является изменение в «политику допустимого использования пользовательских игр» компании Blizzard. Согласно данным изменениям, все права на модификации к игре принадлежат компании Blizzard, и правообладатель имеет право включать модификации в игру без разрешения автора и выплаты ему вознаграждения. Данные изменения связаны с тем, что ранее компания Blizzard предоставляла возможность пользователям создавать модификации без перехода прав компании. Это привело к тому, что модификация DoTa, созданная в игре Warcraft III (права принадлежат компании Blizzard), стала самостоятельной игрой, принадлежащей компании Valve. Valve купила права на данную модификацию у авторов, которые не были лишены авторских прав по «политике допустимого использования пользовательских игр», поэтому они смогли выгодно передать их более серьёзной с коммерческой точки зрения организации.

Как быть разработчикам

В первую очередь, чтобы защитить свой продукт от модификаций, или хотя бы свести к минимуму их негативные последствия, необходимо тщательно формулировать положения пользовательских соглашений. Наиболее эффективно – указывать, что все исключительные права на моды принадлежат разработчику компьютерной игры, а использовать их можно только в некоммерческих целях. В противном случае правообладатель вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков в форме упущенной выгоды. А разработчик-физическое лицо может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его нематериального права авторства вследствие реализации модов от имени иного лица. 

 

Автор: Юлия Лазарева, младший юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner