Законно ли использование и распространение игровых читов?
Motherlode, HESOYAM, Strength and honor – все это не просто набор слов, а чит-коды, позволяющие игрокам культовых франшиз «The SIMS», «GTA» и «Warcraft» увеличивать физические возможности персонажей, запасы игровых денежных средств и не только.
Читерство – это использование сторонней аппаратуры, программ и системных ошибок для обеспечения нечестного преимущества в компьютерных играх. С одной стороны, читы значительно упрощают игровой процесс, делают его более интересным. Но посмотрим на это с юридический точки зрения. Законно ли использование игровых читов?
Читерство = мошенничество?
В 2022 году Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил Андрея Кирсанова к 2,5 годам ограничения свободы за продажу читов для игр World of Tanks и World of Warships. Ущерб разработчику игр от действий обвиняемого следствие оценило в 670 млн рублей.
Уголовное дело было возбуждено по ч. 2 ст. 273 УК РФ – «Создание и распространение вредоносных компьютерных программ». Кирсанов стал первым в России обвиняемым в совершении киберпреступления в области игровой индустрии.
Важно отметить, что состав преступления, предусмотренный упомянутой статьей УК, имеет место только в том случае, если действиями нарушителя правообладателю или игрокам был причинен ущерб. Например, если в результате использования чит-кодов иные пользователи расходуют или недополучают платные внутриигровые предметы.
Является ли использование читов нарушением исключительных прав?
О нарушении исключительных прав можно говорить, если вредоносное ПО (чит) нарушает открытое лицензионное соглашение на игру. Например, если в лицензионном соглашении предусмотрен прямой запрет на внесение изменений в состав файлов игры и на её переработку.
Для констатации факта нарушения необходимо установить, влияет ли внедрение читов на целостность и структуру файлов игры, а также определить объем прав, который передают правообладатели пользователям в соответствующих играх. Таким образом, нарушение имеет место, если ПО затрагивает исходных игровой код.
Однако не все так однозначно. Три года назад разработчик Destiny 2 подал иск против создателя читов за нарушение DMCA (Закона об авторском праве в цифровую эпоху США). В феврале 2023 года дело завершилось в пользу разработчика Destiny 2. Суд постановил, что AimJunkies воспользовались сторонним софтом, чтобы обойти защиту разработчиков. В итоге AimJunkies были признаны виновными в незаконной продаже чит-кодов и должны были возместить убытки в размере 3,6 млн долларов и 700 тысяч долларов судебных расходов.
AimJunkies решили оспорить это решение, утверждая, что их действия не нарушают закон, так как они не изменяли исходный код игры. Вынесение окончательного вердикта было предоставлено присяжным. Присяжные встали на сторону Bungie. Решение выражалось в простых ответах «да/нет» на вопросы суда, а потому мотивы такого исхода неизвестны.
В итоге AimJunkies были признаны виновными в нарушении авторских прав. Они обязаны выплатить Bungie 63 тысяч долларов США.
Как мы видим, в данном кейсе «читерство» было признано незаконным даже без фактического нарушения интеллектуальных прав, а потому решение смело можно назвать прецедентным для игровой индустрии.
Возможно ли подобное в РФ? На наш взгляд, в текущих реалиях – нет. Без внесения изменений в исходный код игры использование читов не будет признано нарушением исключительных прав. Очевидно, и Bungie «спасло» лишь то, что решение было передано на откуп присяжным. Иначе в иске было бы отказано.
Как выявить разработчика читов?
Зачастую читы продаются на открытых ресурсах в сети Интернет: специальных маркетплейсах и частных сайтах.
В первом случае информацию о продавце можно получить в его профиле или путем направления запроса администратору площадки.
Если же разработчик реализует незаконное ПО через собственный сайт, данные о нем могут содержатся в пользовательском соглашении. В противном случае необходимо направлять запрос хостинг-провайдеру.
Как разработчикам свести к минимуму риски использования читов?
В первую очередь, в пользовательском соглашении необходимо прописывать категоричный запрет на использование любого нелицензионного ПО, внесение изменений в исходный код игры или иных входящих в ее состав файлов, а также санкции за данные действия.
В частности, в отношении читеров может быть применен «пожизненный бан», а, например, в Titanfall их навечно отправляют на отдельные сервера, где они могут играть только с такими же недобросовестными пользователями.
Кроме того, зачастую разработчики шифруют игровой код, используют anticheat-программы, которые распознают стороннее ПО и передают сигналы в центральный сервер.
Выявить нарушителей помогают и аналитические ресурсы, определяющие игроков с перманентно высокими рейтингами, что, несомненно, может вызвать подозрения и является основанием для дополнительной проверки.
Если же факт нарушения подтвердился, личность нарушителя установлена, необходимо собрать доказательства (например, подготовить скриншоты и обратиться к нотариусу для составления протокола), направить претензию и обратиться в правоохранительные органы, особенно – если действиями читера был причинен значительный финансовый ущерб.
Автор: Юлия Лазарева, младший юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner