Практические советы
52
0

Я это ты, ты это я: клоны популярных игр и их правовое регулирование

Создание клонов популярных игр на первый взгляд выглядит как выгодная стратегия. Это облегчает и творческую работу, и определение целевой аудитории, и способов монетизации. К тому же, авторское право не охраняет идеи. Поэтому кажется, что взять идею и сделать на ее основе свой продукт – это законно.

Но всё не так просто. 

Еще в 1982 году в споре насчет клона игры Pac-Man суд в США сформировал основной принцип, который применяется до сих пор. Если обычный человек посчитает, что клон существенно похож на оригинальную игру, то нарушение есть. Несмотря на это, базовые идеи действительно не защищаются авторским правом. Например, если сделать игру про средневековье в фэнтези-стиле, не копируя напрямую визуальные и звуковые решения известных игр, то нарушения не будет.

Чтобы решить, есть нарушение или нет, нужно разобраться, где в игре заканчиваются неохраняемые идеи и начинаются охраняемые авторским правом объекты. 

Например, не будут считаться клонами игры, имитирующие спортивные состязания, но не копирующие друг друга напрямую. Это связано с тем, что в их основе лежат одинаковые спортивные правила, и их нельзя изменить.

Если копируются узнаваемые игровые механики, как правило, это не будет нарушением до тех пор, пока не копируются другие элементы игры. Прямое копирование может повлечь не только блокировку игры на площадках, но и судебные иски.

Например, в 2012 году создатели игры Triple Town подали иск против клона их игры. Название клона – Yeti Town. Суд указал, что у создателей оригинальной игры нет монополии на merge-3 механику. Но при этом были скопированы многие другие элементы оригинальной игры: внешний вид внутриигровых объектов, их иерархия, общий сеттинг. В итоге общее впечатление было схожим с оригиналом.

К такому же выводу суд пришел при рассмотрении спора от правообладателя Тетриса к игре Mino. Суд признал, что идеи, лежащие в основе Тетриса, не охраняются авторским правом. Но хотя создатели игры Mino могли выбирать из огромного количества вариантов оформления своей игры, они напрямую скопировали Тетрис и были признаны нарушителями.

Споры о клонах касаются не только мобильных игр. Например, создатели PUBG подали иск против игр Knives Out и Rules of Survival. Создатели PUBG утверждали, что внешний вид, ощущения и аудиовизуальный стиль игр имитирует PUBG. В марте 2019 года стороны достигли мирового соглашения, по которому сторона-нарушитель NetEase должна была изменить здания, макеты карт и внутриигровые предметы, которые заимствовали элементы PUBG. 

Главная юридическая рекомендация – проверять, насколько явно элементы игры-клона копируют оригинал. Если игра использует ту же игровую механику, то все остальные элементы должны отличаться. Это относится, в частности, к UI, цветовым решениям, внешнему виду внутриигровых объектов, музыке и персонажам.

 

Автор: Ирина Гущина, юрист практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov&Pevzner