Нюансы сделок с паблишером и защита интересов сторон
Договоры между разработчиками и паблишерами могут включать в себя разный объем обязательств. Зачастую паблишеры просто предоставляют свою форму договора, которая составлена в их пользу. Если у разработчика есть возможность вносить правки, то лучше сфокусироваться на самых важных моментах. Расскажем о них ниже.
Договор на размещение игры подразумевает, что паблишер получит права на использование игры. Необходимо проверить, в каком объеме паблишер их получит. Вариантов несколько:
- Простая лицензия (не эксклюзив). Этот вариант выгоднее всего для разработчика, но согласование маловероятно.
- Исключительная лицензия (эксклюзив). Это оптимальный компромисс: так разработчик не теряет права на игру, а у паблишера появляется эксклюзив на игру в пределах, которые указаны в договоре.
- Полное отчуждение прав. Этот вариант лучше всего для паблишера, так как он выкупает все права на игру и становится ее единственным правообладателем.
Следующий важный момент – проверить, на что передаются права, помимо самой игры. Обычно договор предусматривает, что он распространяется на название игры и ее персонажей, рекламные материалы, промежуточные версии игры и так далее. Всё это нужно, чтобы паблишер мог правомерно использовать игру и материалы к ней. Но иногда перечень объектов слишком широкий – например, заодно могут передаваться права и на сиквелы/приквелы игры или права на регистрацию товарного знака с названием игры.
Далее нужно удостовериться, что пределы лицензии не будут излишне широкими, особенно если вы планируете работать на разных рынках через разных паблишеров. Сюда относятся:
- территория лицензии
- срок лицензии
- языки использования
- площадки размещения игры
Часто возникают вопросы о том, на чьей стороне должны быть обязанности по тестированию, техподдержке, пользовательской поддержке, локализации. Это зависит от конкретных договоренностей сторон и особенностей работы паблишеров. Например, некоторые небольшие издатели не имеют у себя в штате тестировщиков, но занимаются маркетингом игры и имеют сеть локализаторов. Важно проверить, что указано в договоре и совпадает ли это с тем, что было оговорено изначально.
Ещё один важный аспект – финансовые условия. Вознаграждение может платиться либо в форме фиксированной суммы, либо как роялти. Или, как вариант, сначала часть вознаграждения выплачивается в виде фиксированной суммы, а затем платятся роялти.
- Для фиксированной суммы нужно проверить сроки ее выплаты и то, включает ли сумма в себя налоги.
- Если речь идет про роялти, нужно проверить ставку роялти и то, как долго они будут выплачиваться. Ещё крайне важно проверить, какие расходы паблишер вправе вычесть из базы для роялти. Самый популярный вариант выглядит так: паблишер из всего дохода игры сначала вычитает свои налоги, комиссии площадкам размещения, затраты на маркетинг и т.д., и только из полученной суммы считает роялти разработчика. При этом часто нет никакого лимита для маркетинговых расходов, и у разработчика нет возможности проверить их реальный размер. Поэтому может получиться ситуация, когда из 100% дохода игры паблишер вычитает 90% как затраты на маркетинг, и только от оставшихся 10% отсчитывает роялти. Хорошее решение – добавлять в договор лимит по общей стоимости маркетинговых расходов и подробное описание, как именно будет осуществляться маркетинг игры. Для контроля расходов можно использовать и регулярные отчеты от паблишера. Но не все компании готовы их предоставлять.
Ответственность сторон часто бывает неравнозначная. Например, у паблишера есть лимит для ответственности, а у разработчика нет. В таком случае рекомендуем настаивать на том, чтобы ответственность была зеркальной для обеих сторон.
Автор: Ирина Гущина, юрист практики «Сопровождение IP и IT сделок» юридической фирмы Semenov&Pevzner