Можно ли использовать контент, сгенерированный ИИ?
Искусственный интеллект (ИИ) – это технология, которая находит применение в разных сферах от поисковых систем и рекомендательных сервисов до автономных транспортных средств.
При этом в РФ нет специального законодательства, регулирующего искусственный интеллект. В других странах начали разрабатываться такие законы, но пока их мало, и они регулируют только отдельные аспекты создания и использования ИИ. Например, в Евросоюзе в 2024 году был принят EU Artificial Intelligence Act.
В индустрии видеоигр ИИ также находит множество применений, но в этой статье мы хотели бы остановиться именно на генеративном искусственном интеллекте. Генеративный ИИ – это тип искусственного интеллекта, который обучается на огромных объёмах данных, а после этого может создавать («генерить») различный контент: например, тексты, картинки или видео. У многих пользователей возникает вопрос, можно ли использовать контент, созданный нейросетью в своих коммерческих продуктах.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, а кто же является автором контента, созданного ИИ. Сейчас существует 4 основные концепции:
- автор – сама нейросеть
- автор – разработчик нейросети
- автор – пользователь нейросети
- произведение не охраняется авторским правом и является общественным достоянием
Разберем каждую из этих концепций подробнее.
Теория о том, что автором является сама нейросеть, пока не признана ни в одном правопорядке мира. Например, согласно российскому законодательству только человек может быть автором произведения.
Создатель нейросети имеет права на исходный код самого ИИ, но не участвует в процессе генерации и создания произведений, поэтому кажется, что и авторских прав на контент у него быть не должно. Однако рекомендуем перед использованием нейросети внимательно изучить пользовательское соглашение или договор с разработчиком и проверить, будут ли для вас какие-то ограничения по использованию сгенерированного контента.
Что касается пользователя, который вводит промт или иным образом взаимодействует с нейросетью, то здесь необходимо будет оценить, был ли творческий характер в его действиях. Творческий характер – понятие оценочное и в случае спора каждый раз будет рассматриваться судом индивидуально. Например, в известном кейсе, связанном с комиксом «Рассвет Зари» (Zarya of the Dawn) Бюро по авторским правам США пришло к решению, что изображения, сгенерированные нейросетью Midjourney, не подлежат охране, а охраняться может только текст и другие элементы комикса, которые были созданы автором лично.
А в России в этом плане показателен спор между компаниями Reface Technologies и Бизнес-Аналитика. Reface Technologies создали ролик с использованием технологии deep-fake. Бизнес-Аналитика без спроса взяла этот ролик и использовала в своей рекламе. Аргумент Бизнес-Аналитики был в том, что поскольку ролик был создан с использованием нейросети, то он не охраняется авторским правом, а значит его может использовать кто угодно. Суд с этими доводами не согласился. При выяснении обстоятельств дела суд установил, что в создании данного ролика участвовали люди, работники Reface Technologies, а технология deep-fake – это лишь дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способ их создания. Тот факт, что технический монтаж исходных материалов видеоролика осуществлен посредством технологии deep-fake не свидетельствует о том, что видеоролик доступен для свободного использования (без согласия правообладателя). Однако Бизнес-Аналитика обжаловала это решение и нам ещё предстоит узнать, что скажет суд вышестоящей инстанции.
Таким образом, мы не рекомендуем использовать контент, который с помощью ИИ создали другие люди, без их разрешения – это может привести к претензиям и судебной тяжбе. А если вы сами создали какие-то материалы с использованием нейросети, лучше заранее запастись доказательствами того, что творческий вклад какого-то человека в создании этого контента всё-таки присутствовал. Это поможет вам избежать того, что ваш ИИ-контент будет признан общественным достоянием.
С технологией deep-fake связан и другой риск. Не рекомендуем использовать внешность какого-то человека без его согласия. В большинстве стран законодательство защищает так называемые personality rights и использование образа человека без его согласия будет считаться нарушением этих прав. Например, в Индии актер Анил Капур выиграл в споре с компанией, которые распространяли deep-fake изображения, созданные на основе его внешности. Суд постановил прекратить размещение всех таких изображений и роликов. В России также есть нормы гражданского законодательства, которые защищают изображение гражданина. А вот защита голоса в России пока находится в «серой зоне», о чем мы писали в этой статье, но стоит помнить, что во многих других странах права на голос защищаются так же как и права на изображение и использовать голос человека без его согласия нельзя.
Также важно учесть, что нейросети учатся на больших объемах информации, которая доступна в интернете. Среди этих материалов могут быть и зарегистрированные товарные знаки, и контент, который не соответствует этике или даже законам определенных стран. Как результат — это всё может оказаться и в финальном продукте, который вы сгенерите с помощью нейросети. Важно проверять материал на отсутствие зарегистрированных товарных знаков или запрещенной символики прежде, чем использовать его.
Автор: Ирина Остапчук, руководитель практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov&Pevzner