Какая юридическая структура нужна российскому разработчику игр, чтобы выйти на зарубежные платформы?
Главная цель разработчика видеоигры – вывод продукта на международный рынок. Она может быть достигнута собственными силами разработчика или посредством обращения к помощи профессионала-издателя. Издатели оказывают разработчикам содействие в продвижении продукта и его доработке, возлагая на себя все бремя коммерциализации видеоигры. В частности, издатель оценивает рынок, определяет потенциальную целевую аудиторию, осуществляет локализацию игры и действия по продвижению продукта. Осуществить все эти действия самому разработчику крайне сложно, поскольку это предполагает владение обширным числом профессиональных навыков из абсолютно разных областей. Без привлечения специалистов едва ли можно обойтись. Издатель же позволяет независимым разработчикам наиболее эффективным способом и с наименьшими издержками добиться получения дохода от реализации их видеоигры.
Такие отношения разработчика и издателя требуют облечения в правовую форму. Для этого разработчику следует задуматься о том, в каком правовом статусе он будет выступать: будет ли он действовать в качестве физического лица (самозанятого), индивидуального предпринимателя или через созданное им юридическое лицо. Выбор будет зависеть от ряда исходных данных.
В статье мы рассмотрим несколько форматов юридического оформления деятельности разработчика и расскажем, какой из них является оптимальным для выхода на зарубежные платформы.
Ведение деятельности без создания юридического лица
Если разработчик действует самостоятельно, а созданная им игра всецело является результатом его интеллектуальной деятельности и финансовых затрат, то регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица излишни, разработчик может действовать как физическое лицо, уплачивая подоходный налог или оформившись в качестве самозанятого. «Самозанятость» – это специальный налоговый режим физического лица (налог на профессиональный доход). Данный режим доступен для лица, занимающегося деятельностью в IT-сфере, при условии, что его доход не превышает 2,4 млн рублей в год. Такую правовую форму можно оценить как благоприятную, поскольку она позволяет совмещать деятельность с работой по трудовому договору, предоставляет льготную ставку налога и освобождает от уплаты страховых взносов. К недостаткам данной формы можно отнести запрет нанимать сотрудников по трудовому договору, что может создать трудности, если разработчик решит привлечь к своей деятельности иных специалистов. Впрочем, заключение договоров гражданско-правового характера разрешено. Для начинающего разработчика данный вариант оптимален. Однако если разработчик выйдет на новый уровень дохода, превышающий 2,4 млн рублей в год, то он будет обязан избрать для себя другой правовой статус.
Если доходы разработчика увеличиваются, целесообразна регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Налоговая нагрузка здесь разнится в зависимости от выбранного предпринимателем режима и размера его доходов, но в целом она существенно выше, чем у физического лица, в том числе потому, что дополнительно на индивидуального предпринимателя возлагается обязанность платить страховые взносы за себя и наемных сотрудников. Вместе с тем данная правовая форма может быть привлекательна для разработчиков, которые планируют работать в команде и оформлять с работниками трудовые договоры.
Регистрация юридического лица
Разработчик может создать юридическое лицо, наиболее подходящей организационно-правовой формой которого является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Подтверждение этому видим в практике: например, в форме ООО действует российская компания «1С-Софтклаб» – разработчик многих известных мировому рынку игр, сотрудничающий с зарубежными издателями. Выбор организационно-правовой формы продиктован несложной системой регистрации и отсутствием необходимости делать существенные капиталовложения на начальном этапе, поскольку минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 рублей. Кроме того, преимущество данного решения заключается в ограничении ответственности разработчика-учредителя – по общему правилу отвечать по долгам общества он будет исключительно имуществом компании в размере принадлежащей ему доли, а личное имущество будет защищено от взыскания. Правовая форма выгодна и с позиции права интеллектуальной собственности, поскольку она позволяет аккумулировать исключительные права на элементы видеоигры, авторами которых являются разные лица, у юридического лица, в том числе по нормам о служебном произведении.
Вывод
Форма ООО является наиболее подходящей для цели выхода на мировой рынок, поскольку является привлекательной для зарубежных компаний-издателей, снимая проблему распределения авторского вознаграждения по лицензионному договору между несколькими авторами (если действовал коллектив разработчиков): средства перечисляются на счет юридического лица. Кроме того, облегчается due diligence объектов интеллектуальной собственности: издателю принципиально важно убедиться в юридической чистоте предоставляемых ему прав, поэтому удобнее, если все исключительные права аккумулированы у компании-разработчика и можно избежать необходимости углубляться в изучение договорной цепочки перехода прав, как это может иметь место при создании видеоигры коллективом лиц, не объединенных в рамках юридического лица.
Таким образом, если российский разработчик видеоигр планирует выйти со своим продуктом на международный рынок, ему нужно учесть множество факторов, связанных с организационным и налоговым бременем, а также вопросами взаимодействия с издателем. В наибольшей степени все эти факторы и риски позволяет учитывать организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью.
Автор: Аиша Махмудова, младший юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner