Как оформить интеллектуальные права в IT геймдеве: практические советы юриста
В последние годы мы наблюдаем развитие и поддержку отечественных IT технологий и gamedev индустрии со стороны законодателя. Существуют различные льготы для IT-компаний и их сотрудников. Это связано с тем, что такие компании обладают ценнейшим активом – интеллектуальной собственностью, которая может быть конкурентоспособна и монетизирована как внутри страны, так и за ее пределами. При грамотном оформлении прав на ИС можно получить не только льготы от государства, но и привлечь инвесторов и бизнес-ангелов, объективно обосновать стоимость контрактов, обеспечить залог по кредиту с помощью такого актива.
Дизайн, графика, иконки, персонажи, логотипы, сценарий игры, программное обеспечение – лишь малая часть интеллектуальной собственности, которой обладает IT- или gamedev-компания. Объект интеллектуальной собственности в IT сфере – это нематериальный актив, созданный творческим трудом человека. Такой человек признается автором и правообладателем, пока не доказано иное. Авторское (личное неимущественное) право принадлежит человеку с момента создания объекта ИС и не может быть передано третьим лицам. А вот исключительное (имущественное) право на объект ИС может быть передано в рамках различных договоров: лицензия, отчуждение и т. д. Если автор передал имущественное право третьему лицу, то он перестает быть правообладателем и больше не вправе распоряжаться созданным объектом.
Как оформить объект ИС на компанию?
Существуют различные способы закрепления прав на объект интеллектуальной собственности за компанией. Оптимальный вариант может быть выбран в зависимости от того, кем создан такой объект. Далее мы рассмотрим несколько основных форм передачи прав.
Трудовой договор. Правообладателем объектов ИС, созданных штатными разработчиками, является работодатель. Такие объекты называются служебными произведениями. Важно, чтобы в трудовом договоре был прописан творческий характер труда и возможность создания объектов ИС. Авторское (личное неимущественное) право остается за работником, который вправе получить авторское вознаграждение. Последнее выплачивается не в рамках заработный платы, а отдельной выплатой, оформляемой соответствующим приказом. Порядок создания служебных произведений, выплаты авторского вознаграждения, передачи объекта ИС описывается в Положении о служебных произведениях – локальном акте компании. В Положении может быть также описан процесс постановки задачи и передачи произведения от разработчика к компании-работодателю посредством специализированных систем, например, Jira или Redmine. Такой способ взаимодействия является допустимым и признается судебной практикой при условии надлежаще оформленных вышеуказанных документов.
Договор авторского заказа. Нередко для создания отдельных элементов игры, например, персонажей, иконок или игровых предметов компания обращается к внештатным инди-разработчикам. В таком случае может быть заключен договор авторского заказа. Автором и исполнителем в рамках такого договора выступает физическое лицо. Необходимо предусмотреть в документе переход исключительного права в пользу компании, так как по общему правилу оно принадлежит разработчику. Оплата услуг разработчика и вознаграждение за отчуждение исключительного права на объект должны быть строго определены в договоре. Например: «стоимость услуг по договору составляет Х рублей и включает в себя вознаграждение за отчуждение исключительного права на объект ИС в размере 10% от стоимости». Согласно действующей судебной практике отсутствие в договоре условия об отдельном размере вознаграждения автора за отчуждение исключительного права означает незаключенность договора в части передачи права на объект ИС. Проще говоря, разработчик может заявить, что права на объект ИС не переданы заказчику и по-прежнему закреплены за ним. А заказчик, оплативший разработку, использует ее незаконно и должен выплатить компенсацию за такое незаконное использование.
Договор подряда. Если компания поручает разработку объектов ИС сторонней организации, то заключается договор подряда. Помимо стоимости услуг, как и в договоре авторского заказа, должен быть строго определен размер вознаграждения за отчуждение исключительного права на результат работ – объект ИС. Правообладателем по общему правилу является компания-заказчик. Важно убедиться, что автор разработки – сотрудник подрядчика. Поэтому в договоре должны быть прописаны гарантии подрядчика, что права на объект ИС надлежащим образом очищены. То есть, переданы от сотрудников подрядчика к компании-подрядчику, и уже без претензий отчуждаются заказчику.
Оговорка об «очистке» прав применяется также к договору авторского заказа, договору отчуждения и при создании служебного произведения в рамках трудового договора. Во избежание претензий авторов-разработчиков важно указать в документах, что последний разрешает обнародовать созданный им объект ИС, вносить в него любые доработки, а также использовать объект ИС без указания имени автора и под любым названием, которое выберет правообладатель.
Если компания приобретает уже созданный объект ИС для последующей монетизации, доработки, то могут быть использованы договор отчуждения или лицензионный договор.
Договор отчуждения предполагает, что компания-правообладатель или инди-разработчик, например, видеоигры, передает в полном объеме компании-приобретателю исключительное право на такую игру на территории всего мира. Исключительное право отчуждается единожды и возращено быть не может. Необходимо указать в документе размер вознаграждения за отчуждение и срок его оплаты. Если предметом договора является иконка мобильного приложения, которая зарегистрирована в качестве товарного знака в Роспатенте, то переход прав на данный товарный знак нужно также зарегистрировать, приложив договор. В договоре отчуждения должны быть прописаны гарантии со стороны правообладателя, что права на объект ИС надлежащим образом очищены и передаются приобретателю без претензий третьих лиц.
Лицензионный договор заключается в случае предоставления права использования на определенный срок за вознаграждение объекта ИС. Лицензия действует на конкретной территории, поэтому важно правильно указать ее в договоре. В практике gamedev такой вариант договора встречается редко, поскольку разработчик игры не заинтересован, чтобы, например, через 5 лет договор расторгли и запретили использовать ключевого персонажа или саундтрек игры. Либо разрешили использовать объект ИС только на территории Российской Федерации, в то время как игра распространяется через платформы, пользователями которых могут быть геймеры со всего мира.
После того как права на объекты ИС закреплены за компанией, и вы уверены, что не получите претензий со стороны авторов или иных правообладателей, можно смело начинать монетизировать вашу разработку.
Автор: Юлия Буренкова, патентный поверенный, руководитель офиса Semenov&Pevzner в Новосибирске