Практические советы
110
0
Как начинающему разработчику не нарушить чужие права

Разработка программного обеспечения, компьютерный игры – процесс творческий. Его результатом являются полноценные, чаще всего сложные объекты интеллектуальной собственности. Включающие, например, код, название, персонажей, логотипы, сценарии, музыку и графику. Как понять, что ваша разработка не нарушает права других? Разберемся в статье.

В процессе создания того или иного объекта разработчик может обращаться к различным ресурсам, к примеру:

  • open source ПО
  • фотографии и картинки со стоков 
  • музыка с различных сайтов
  • использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) для создания фрагмента кода, сценария игры, названия игры или ПО

Во всех этих случаях важным моментом является наличие первоначального автора или авторов, которые разместили свои произведения в сети и впоследствии могут предъявить требования о нарушении прав. В ситуации с использованием ИИ нюанс в том, что есть первоначальные произведения, на которых он обучался. Авторы таких произведений за последний год подали немало исков (например, в США) о нарушении своих прав создателями генеративных сетей. 

Чтобы избежать нарушения чьих-либо прав и исключить финансовые риски, связанные с взысканием компенсации до 5 млн рублей, рекомендуем:

  1. Соблюдать условия распространения open source ПО. После создания вашего ПО в зависимости от вида лицензии обязательно указывать или не указывать ссылки на предыдущее ПО.
  2. Читать условия лицензии при использовании фото, графики, музыки, картинок и иных креативов из сети. Даже в платной лицензии может быть оговорка о необходимости ссылки на имя автора или источник заимствования. Неуказание в таком случае может быть поводом для судебного разбирательства и выплаты внушительной компенсации.
  3. Проверять название ПО или компьютерной игры на предмет уже существующих товарных знаков. Для этого можно воспользоваться такими ресурсами, как https://linkmark.ru/ или поисковой платформой Роспатента. Если ваше название уже кем-то занято или вы нашли что-то похожее, советуем доработать или поменять его во избежание претензий правообладателей и возможных финансовых потерь.
  4. Использовать технологии ИИ с осторожностью. До сих пор остается немало вопросов о соблюдении авторских прав при использовании искусственного интеллекта. В 2023 году Valve отклоняла игры с искусственным интеллектом из-за опасений по авторским правам. Открытым остается вопрос о созданных ИИ музыкальных произведениях в части нарушения прав исполнителей оригинальных треков. Поэтому используйте технологии ИИ, если вы полностью уверены в том, что не нарушите чужих прав.
  5. В договорах на разработку, если вы заказываете ее у других лиц, обязательно прописывать условие о передаче вам исключительных прав на созданный объект, его части, версии. Даже если это картинка или разработка названия игры. 

Если вы учли рекомендации выше и создали программу или игру, закрепите ваши права на нее. Как это сделать, читайте в нашем материале о том, как оформить интеллектуальные права в IT геймдеве

 

Автор: Юлия Буренкова, патентный поверенный, руководитель офиса Semenov&Pevzner в Новосибирске