Практические советы
76
0

Использование лутбоксов в играх: тренды в правовом регулировании

Лутбоксы (lootbox) – распространённая игровая механика. Разработчики используют лутбоксы для разных целей: как для улучшения игрового опыта, так и для дополнительной монетизации проекта. Лутбоксы представляют собой виртуальный предмет – случайный набор дополнительных возможностей, а на вопрос, каких именно, игрок получает ответ только после покупки. С правовой точки зрения лутбокс можно определить как объект интеллектуальной собственности разработчика. Использование такого объекта осуществляется в соответствии с лицензией разработчика – закрепленной в End-user license agreement или Terms of service. 

Основной проблемой, связанной с использованием лутбоксов в играх, является схожесть механики лутбоксов с виртуальными казино. Приобретая лутбокс, игрок рискует тем, что он получит нежелаемый или уже имеющийся предмет. Вероятность получения таких предметов неизвестна. Соответственно, лутбоксы могут попадать под действие законодательства об азартных играх. 

Правовой статус лутбоксов в России не определен. Однако лутбоксы подходят под определение азартных игр, закрепленное в п. 1 ст. 4 Закона об организации азартных игр. Для использования лутбоксов в играх разработчик должен соблюдать требования законодательства, предъявляемые к азартным играм по следующим причинам: (1) заключение соглашения о выигрыше между игроком и правообладателем игры осуществляется по правилам правообладателя и (2) игрок вносит реальные денежные средства за лутбоксы. Так, согласно позиции российских судов, внесение пользователем реальных денежных средств посредством различных платежных систем как условие участия в игре является одним из признаков того, что игра является азартной.

Регулирование лутбоксов в других странах также неоднозначно: на данный момент практически отсутствует специальная законодательная база в отношении лутбоксов. Как правило, при разрешении вопросов о допустимости включения в игры механики лутбоксов суды руководствуются общими нормами об азартных играх. 

Рассмотрим громкие судебные кейсы в отношении лутбоксов. В 2022 году Высший административный суд Нидерландов пришел к выводу, что реализация Electronic Arts лутбоксов в FIFA не является нарушением законодательства об азартных играх, при этом отменив решение нижестоящего суда. За основу решения были взяты положения Закона об Азартных играх, который запрещает без специальной лицензии организацию и проведение игр, победитель в которых определяется случайным образом. По мнению суда, система «паков» из режима FIFA Ultimate Team не является азартной игрой, так как под азартной игрой понимаются самостоятельные игры, которые основаны на случайности. Лутбоксы же представляют собой часть футбольного симулятора.

 

В 2023 году в Канаде при рассмотрении похожего иска к Electronic Arts Верховный суд Британской Колумбии пришел к выводу, что лутбоксы не могут быть заведомо незаконными. Так, суд установил, что лутбоксы в играх EA не являются элементом азартных игр, поскольку лутбоксы продаются только за внутриигровую валюту и их нельзя официально обменять на реальные деньги.

Также в 2022 году Федеральный суд США отказал в удовлетворении иска к Valve из-за лутбоксов в CS:GO — лутбоксы в игре не были признаны элементом азартных игр. Однако, на наш взгляд, в данном случае основополагающим фактором для отказа в иске был факт реализации лутбоксов сторонними сервисами («онлайн-рулетками»), причастность Valve к которым не была установлена. 

На территории США в 2022 году были отклонены разные коллективные иски к Apple и Google от родителей, требования которых состояли в признании лутбоксов, которые являются частью игр, доступных в App Store и Google Play, азартными играми. Суды встали на сторону компаний. 

Безусловно, в отношении лутбоксов не все так оптимистично. В частности, в феврале 2023 года Австрийский районный суд аннулировал договор между Sony и несколькими игроками в FIFA. Суд квалифицировал лутбоксы как «незаконные азартные игры», поскольку перепродавцы могут извлекать прибыль из случайности – обмен картами FIFA возможен на вторичном рынке.

Также законодатели выступают с предложениями установить запрет в отношении лутбоксов. Например, Германия планирует закрепить запрет лутбоксов в видеоиграх в соответствующем законе. В парламенте Бремена был предложен ряд ограничений на использование лутбоксов, включая полный запрет. Аналогичная законодательная инициатива в РФ была предметом обсуждения еще в 2022 году – структура Роскомнадзора выступила с инициативой установить правовой статус игровой валюты и лутбоксов.

Более того, в январе 2023 года был одобрен Доклад о защите прав потребителей в видеоиграх Европейским парламентам и передан в Европейскую комиссию. Доклад указывает на отсутствие регулирования платных лутбоксов на европейском уровне и на отсутствие защитных механизмов, которые могли бы обеспечить надлежащую защиту игроков, в особенности несовершеннолетних. Европейской комиссии предлагается разработать единую стратегию в отношении лутбоксов и внедрить регулирование всех внутриигровых покупок, включая лутбоксы. 

Таким образом, на данный момент власти разных стран не спешат законодательно закрепить запрет в отношении использования лутбоксов в играх. Суды при разрешении соответствующих вопросов руководствуются общими положениями законодательства об азартных играх. Важными факторами, влияющими на оценку судов, можно выделить: (1) информирование о вероятности выпадения предмета; (2) возможность продажи предмета за настоящие деньги; (3) доступ несовершеннолетних к покупке лутбоксов. 

Автор: Вадим Кочешев, младший юрист практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov&Pevzner