Практические советы
65
0

Использование игровых механик, защищенных патентами или заимствованных из других игр

 

При разработке любой игры – настольной или компьютерной – неизменно встает два вопроса: как защитить созданный продукт и как в процессе его создания не нарушить права третьих лиц. Вопросы эти, как правило, касаются непосредственно сути игры, которую составляет ее игровая механика.

Игровая механика представляет собой совокупность правил и принципов, с помощью которых формируется игровой процесс, по-другому именуемый геймплей. 

Почему вопрос защиты игровой механики не так прост

Право интеллектуальной собственности предоставляет охрану различным результатам творческой деятельности и для этих целей обладает обширным инструментарием. Так, например, защита может осуществляться через механизмы авторского или патентного права. Выбор нужного инструментария зависит от вида созданного в результате творческой деятельности объекта и необходимости совершения тех или иных действий для возникновения охраняемого законом права. Пример – регистрация созданного результата в целях получения патента.

Проблема охраны игровых механик обусловлена тем, что по своей сути такой объект находится как за рамками того, что может, согласно закону, охраняться авторским правом, так и того, на что может быть получен патент. 

Что говорит закон

В силу прямого указания закона авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач. К объектам патентных прав – изобретениям и полезным моделям – не могут относиться правила и методы игр.

Поскольку игровая механика определяется через совокупность принципов, может являться концепцией и выражать в себе саму идею игры, ее правовая охрана инструментами авторского права не представляется возможной. Если воспринимать игровую механику как правила игры, то и патентом защитить ее не получится. 

Вместе с тем указанные выше положения закона распространяются на игровую механику как таковую. Да, действительно, нельзя защитить идею игры авторским правом и нельзя получить патент на разработанные правила игры. Однако игра как законченный продукт не равно игровая механика. И если рассматривать игровые механики не в отрыве от игры в целом и тех задач, которые ими решаются внутри игрового процесса, то окажется, что разработчик все же не лишен возможности защитить созданный им продукт.

Как настольная, так и компьютерная игра представляют собой результат творческой деятельности, который аккумулирует в себе множество различных элементов, включая игровую механику, сеттинг, сюжет, набор персонажей и внутриигровых объектов, с которыми игрок должен будет взаимодействовать в процессе игры. Игра может характеризоваться определенной стилистикой и дизайном. 

Авторское право защищает форму, в которой выражена творческая идея. Например, группа художников может выехать на плэнер и рисовать один и тот же пейзаж, но форма выражения одной и той же идеи – запечатленного пейзажа – будет абсолютно разной у каждого из них: в зависимости от видения художника и способа воплощения могут получиться работы разных стилей и настроений. И каждая из них будет защищена авторским правом. Так и при разработке игр: если одна и та же игровая механика (набор игровых механик) будет основной идеей нескольких игр, абсолютно разных в своем воплощении – то создатель каждой из игр будет иметь право на свою разработку. Если же две игры с одинаковой механикой совпадают или выглядят похоже и по набору других элементов игры, то можно говорить о нарушении, допущенном создателями более новой игры и выразившемся в незаконной переработке игры первоначальной. Такого подхода придерживается и судебная практика.

Примеры из судебной практики

Так, например, в рамках дела № А40-176122/2017 истец предъявил требования к создателю игры с идентичной игровой механикой, но имеющей оригинальное авторское воплощение. Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований указал на то, что иск фактически связан с защитой идеи, концепции игры. Исходя из положений п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права на идеи, концепции, принципы, методы, способы решения задач не подлежат защите как результаты интеллектуальной деятельности.

А в деле № А45-34135/2022 судом был сделан вывод о факте незаконной переработки настольной игры, так как были установлены дословные текстовые совпадения в описании игры ответчика объемом примерно 66% и совпадения на уровне содержания: 74% заданий игры ответчика имели соответствия в оригинальной серии игр.

Что важно учесть для защиты

В силу п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения и осуществления авторских прав не требуется их регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. Поэтому решающее значение для адекватной защиты своего продукта от подобных нарушений имеет корректное оформление прав на различные элементы создаваемой игры: правообладателю важно своевременно оформить и сохранить договоры с дизайнерами и разработчиками, технические задания, корректно оформить права на служебные произведения, если игра создавалась в рамках трудовых обязанностей.

Что касается инструментария патентного права, анализ запатентованных решений показывает, что защита предоставляется не игровым механикам как таковым, а скорее способам решения задач, связанных с улучшением существующих игровых возможностей. Такими способами могут быть устранение недостатков или расширение возможного функционала. Например, в Российской Федерации действуют: 

  • патент на систему и способ моделирования поведения игровых элементов во время удаленной игры (патент № 2638518 на изобретение)
  • патент на системы и способы применения отслеживания модели для захвата движений (патент № 2580450 на изобретение)
  • патент на настольную игру «Биатлон» (патент № 2614934 на изобретение).

При этом важно отметить, что реальная защита прав на игру при помощи патента на изобретение или полезную модель может оказаться проблематичной, поскольку для подтверждения факта нарушения необходимо, чтобы в игре ответчика был использован патент в том виде, как он зарегистрирован. Если хотя бы по одному существенному признаку решение, используемое в игре ответчика, будет отличаться от зарегистрированного в качестве изобретения или полезной модели, факта нарушения прав на патент не будет.

Также следует иметь в виду, что если авторские права охраняются на территории всего мира, вне зависимости от того, где они возникли, то права на патент действуют только на той территории, где была осуществлена регистрация. Так, приведенные выше примеры патентов, имеющих отношение к играм, действуют только на территории Российской Федерации.

Поэтому, например, использование российским разработчиком при создании игры, нацеленной на аудиторию стран СНГ решения, защищенного патентом только на территории европейских стран, не будет считаться нарушением. Это правило действует и в обратную сторону: если российский разработчик изобрел и запатентовал техническое решение, имеющее отношение к игре, на территории Российской Федерации и только на ней, он не сможет защитить свою разработку за пределами России. В связи с этим рекомендуется регистрировать права на созданные технические решения во всех юрисдикциях, имеющих интерес для разработчика. 

Вывод

Таким образом, для корректной защиты конкретной игры необходим тщательный анализ всех составляющих ее компонентов, правильное оформление прав на разработки, проверка наличия зарегистрированных в качестве объектов патентного права отдельных элементов игры, в том числе имеющих отношение к игровым механикам. 

Понимание особенностей и пределов возможной защиты игровых механик позволяет ответить и на вопрос о том, как использовать игровые механики, не нарушая права третьих лиц.

 

Автор: Юлия Ившина, юрист практики по защите товарных знаков Semenov&Pevzner