Практические советы
23
0

Игры под угрозой: как разработчикам справиться с репликами внутриигрового имущества на маркетплейсах

Когда все этапы разработки остаются позади, а игра набирает популярность, казалось бы, самое время пожинать лавры и наслаждаться успехом. Но тут разработчики сталкиваются с новой проблемой – на маркетплейсах появляется множество реплик персонажей, скинов и иной атрибутики игры.  Такой опыт есть и в арсенале у нашумевшей Atomic Heart, World of Warcraft, PUBG и многих других. Это порождает сразу несколько проблем, главные из которых – снижение монетизации бренда и репутационные потери. Какие рекомендации необходимо соблюдать разработчикам для эффективной борьбы с подделками? Расскажем в статье.

  • Оформить исключительные права 

Первое, о чем нужно подумать разработчикам еще на этапе разработки игры, это оформление исключительных прав. Важно помнить, игра – сложный объект, а потому у каждой ее части может быть свой автор. Например, если над вашей игрой работали сценаристы, программисты и дизайнеры, то у каждого из них будут права на созданную ими часть. Для того, чтобы получить права на всю игру, разработчикам необходимо заключить договор об отчуждении с каждым автором. 

Рассмотрим, какие элементы игры можно защитить, и какие способы лучше для этого использовать. Существует 3 механизма защиты: 

  • авторское право
  • регистрация товарного знака 
  • патентование

Приведем примеры. Логотипы, название игры и персонажей можно зарегистрировать в качестве товарных знаков, а вот дизайн упаковки и графика будут охраняться авторским правом. 

Наличие авторских прав в случае судебного разбирательства необходимо будет подтвердить. Мы рекомендуем заранее подготовить доказательства.  Это может быть свидетельство о депонировании, договор с автором, содержащий положение о переходе исключительных прав, или скриншот письма, содержащего сведения об объекте авторского права, отправленного самому себе по электронной почте с датой и временем. 

Зарегистрировать товарный знак можно путем подачи заявки в Роспатент. Процедура займет 6-12 месяцев. При подаче заявки необходимо выбрать категории товаров и/или услуг (классы МКТУ), для которых будет действовать правовая охрана знака. К примеру, если вы планируете коммерциализировать свою игру различными способами и в дальнейшем выпускать мерч, не забудьте указать соответствующий класс.  

Есть еще один вариант – запатентовать, например, дизайн упаковки или второстепенного персонажа в качестве промышленного образца. 

В отличие от авторского права, которое охраняет содержание, промышленный образец призван охранять внешний вид (дизайн) изделия. Для получения патента на промышленный образец изделие должно отвечать двум критериям – новизны и оригинальности. Критерии будут соблюдены, если ранее изделие не было известно общественности (новизна) и существенным образом отличается от известных промышленных образцов (оригинальность). Дополнительно правовую охрану дизайнерского решения можно усилить, зарегистрировав его в качестве объемного товарного знака.

  • Зафиксировать нарушение 

Представьте, что вы заходите на страницу маркетплейса и видите персонажа своей игры. Только товар вы не производили и согласия на производство и продажу не давали. К тому же качество реплики, судя по отзывам, оставляет желать лучшего. Прежде чем предъявлять претензии недобросовестному продавцу, необходимо зафиксировать нарушение. Сделать это можно так:

  • самостоятельно оформить скриншот (главное соблюсти три простых правила – отразить на скриншоте дату и время его составления и адресную ссылку, а также раскрыть сведения о продавце), 
  • либо обратиться к нотариусу за составлением нотариального протокола.

Если нарушений очень много, и самостоятельно охватить весь объем не представляется возможным, лучше прибегнуть к помощи искусственного интеллекта. Сегодня на рынке существует ряд технологических решений для автоматического поиска и фиксации нарушений и отправки уведомлений об удалении карточек с репликами маркетплейсам.

  • Направить претензию 

После того как вы зафиксировали нарушение, можно обращаться с претензией к неуполномоченному продавцу и требовать удаление карточки товара и выплаты компенсации. Одно из важных требований – необходимо подтвердить наличие исключительных прав. Это может быть свидетельство на товарный знак или промышленный образец, договор авторского заказа или сертификат о депонировании. 

Есть и альтернативный вариант. Правообладатель может направить уведомление самой площадке, используя инструментарий маркетплейса (например, через цифровой арбитраж на платформе Wildberries) и потребовать удаления карточки товара, нарушающей его права. Такое уведомление может быть направлено даже в тех случаях, когда, например, название вашей игры фигурирует в названии или описании товара. При получении претензии маркетплейс передаст ее продавцу. Если последний в определенный площадкой срок не представит документы на товар, доступ к карточке будет ограничен маркетплейсом.

На практике нарушители часто возвращаются с обратной связью и устраняют нарушения в добровольном порядке. Если этого не произошло по истечении 30 дней после направления претензии, мы рекомендуем обращаться за судебной защитой. 

Работу по борьбе с пиратством лучше доверить команде юристов, чтобы не беспокоиться о репутации бренда. 

 

Автор: Анастасия Заикина, юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner