Уже появилось поколение интернет-пользователей, которые не знают, что такое рикроллинг. Это розыгрыш, который заключается в том, что «жертве» даётся ссылка на якобы полезный ресурс, но которая на самом деле ведёт на YouTube ролик с клипом американского певца Рика Эстли на песню «Never Gonna Give You Up». Розыгрыш был популярен в 2008 году, но и сейчас иногда в интернете вспоминают эту вечную классику.
Могут ли быть проблемы с законом, если вы вставите ссылку на ролик Рика Эстли в свою игру? А если ссылку на что-нибудь другое? Разобрались юристы Semenov&Pevzner.
Стоит сказать, что нам не удалось обнаружить и каких-либо судебных дел, связанных с рикроллингом. Рик Эстли знает о том, что он стал интернет-мемом и даже сам бывал жертвой рикроллинга. Никаких претензий по этому поводу он не предъявлял и относится к этому с юмором. Однако если вы вставите ссылку или QR код на какой-нибудь другой ролик, нельзя с уверенностью сказать, что это не вызовет претензий. Автор ролика или клипа может посчитать, что ассоциация с вашей игрой негативно сказывается на его репутации.
Кроме того, следует обратить внимание на правила использования YouTube. Сервис не содержит запрета на размещение ссылок на него, однако YouTube напрямую запрещает использовать видео для каких-либо целей кроме личных и некоммерческих. Размещение ссылки на YouTube и тем более эмбед видео в коммерческий продукт (игру) может быть рассмотрено как нарушение этого правила. Если такую пасхалку обнаружит Youtube, его представители могут обратиться к автору игры с требованием 1) удалить ссылку или эмбед и/или 2) возместить убытки, связанные с нарушением условий использования сервиса.
Правила площадок, на которых вы размещаете игру, могут запрещать размещение в игре сторонних ссылок или спама. Например, правила GooglePlay запрещают размещать приложения, которые рассылают или содержат спам или основная цель которых – перенаправлять трафик на другие сайты. В договоре Apple для разработчиков содержится условие, что в приложениях допускается делать функционал по чтению или проигрыванию стороннего контента (журналов, газет, книг, музыки, видео) при условии, что разработчик не размещает ссылок на сторонние источники продажи такого контента. Поэтому если вы хотите разместить в своём приложении стороннюю ссылку, рекомендуем каждый раз сверяться с правилами площадки, где приложение размещается.
Автор: Ирина Остапчук, руководитель практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov&Pevzner