В ноябре прошлого года Nintendo подала иск против стримера Джесси Кейгина (Jesse Keighin), известного своим зрителям как EveryGameGuru. Ранее компания уже добилась удаления монетизированного YouTube-канала Кейгина, но стример продолжил деятельность на других каналах и платформах, публично заявляя, что никто его не остановит. Nintendo задокументировала 50 трансляций, нарушающих ее авторские права и потребовала $150,000 компенсаций за каждую из них, а также конфискацию задействованного в преступлении оборудования. Комментирует ситуацию Ирина Гущина, старший юрист практики «Сопровождение IP и IT сделок» юридической фирмы Semenov&Pevzner.
В чем суть претензий Nintendo к стримеру Джесси Кейгину?
- Нарушение авторских прав
Во время трансляций Джесси Кейгин запускал пиратские копии еще не вышедших игр на эмуляторах Nintendo Switch. - Продвижение пиратского контента
Кроме того, он объяснял, как настроить и где взять эмуляторы, а также давал ссылки на пиратские сайты.
Nintendo известна своим строгим подходом к защите интеллектуальной собственности: компания неоднократно судилась даже с инди-разработчиками и запрещала проведение онлайн-турниров по своим играм. Но насколько правомерны действия Nintendo в этом случае?
Если вы обладатель авторского права на игру, как и на любой другой объект, вы вправе разрешать или запрещать ее использование третьим лицам. Распространенное мнение, что некоммерческое использование не требует разрешения, ошибочно. Закон требует получения согласия правообладателя почти во всех случаях. Исключения (например, использование в учебных или информационных целях) существуют, но стриминг игр под них, как правило, не подпадает.
Разрешение на использование игры обычно дается в рамках лицензионного соглашения (EULA), где описано, что пользователь может делать, а что – нет. Как правило, EULA разрешает только некоммерческое использование, при этом правообладатель сохраняет за собой возможность требовать удаление любых материалов, основанных на игре.
Обычно паблишеры закрывают на это глаза, поскольку стримеры помогают популяризировать продукт. Более того, компании иногда сами приглашают блогеров делать обзоры. Но в случае с Джесси Кейгином ситуация иная – он не просто стримил игры, а стримил пиратские копии до релиза, продвигая эмуляторы Switch.
▶ Законна ли эмуляция?
Формально использование, разработка и даже продажа эмуляторов разрешены. По крайней мере, в США. В 1999 году PlayStation подавала иски против двух коммерческих эмуляторов — Bleem! и Virtual Game Station. Компания обвиняла разработчиков в нечестной конкуренции, незаконном использовании торгового знака [Примечание на будущее: в том числе за использование скриншотов игр PlayStation в рекламе эмуляторов] и нарушении авторского права на BIOS (систему низкоуровневых программ для работы с железом) консолей, без которой был невозможен запуск игр.
Суд постановил, что хотя авторское право распространяется на программный код, в данном случае используемые фрагменты имели исключительно функциональный характер и не могли быть воспроизведены иначе, а финальный продукт (эмулятор) кардинально отличался от решений Sony. Отклонены были и другие обвинения. Но несмотря на судебный проигрыш, по сути оба дела завершились победой Sony — разработчики Bleem! не выдержали судебных расходов и разорились, а разработчики VGC были попросту куплены.
При борьбе с эмуляторами Nintendo прибегает к иной стратегии. Вместо обвинений в воспроизведении кода, компания последние лет пять указывает на то, что эмуляторы обходят системы шифрования, тем самым нарушая закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), который запрещает создание программ для обхода систем контроля за доступом к материалам, охраняемых авторским правом. К примеру, именно на это ссылались адвокаты Nintendo, когда рекомендовали Valve удалить эмулятор GameCube из Steam.
Хотя теоретически эмуляторы, в том числе Yuzu, служат для воссоздания среды определенных систем и могут использоваться для запуска сторонних, т.н. homebrew программ, в некоторых случаях им также нужно обходить системы защиты консолей и игр. Если бы дело дошло до вынесения решения, то вне закона могли оказаться все эмуляторы современных консолей, но стороны решили дело во внесудебном порядке — разработчики обязались выплатить Nintendo $2,4 млн, передать домен Yuzu и прекратить любую связанную с эмулятором деятельность.
[Т.е. На данный момент эмуляторы существуют в состоянии некоторой правовой неопределенности, пока кто-нибудь не захочет разориться, установив их точный статус в суде.]
▶ Бывает ли вообще пропаганда пиратства?
Стриминг до релиза – это нарушение авторских прав. В целом даже неважно, стримите вы пиратские версии или нет. Важен факт того, что вы показываете публике не принадлежащие вам объекты прав (игры) без разрешения правообладателя. Более того, в данном случае использовались пиратские копии игр, что само по себе незаконно.
«Все эти стримы проводились без разрешения Nintendo и нарушали маркетинговую стратегию компании <…> Показывая игры до их официального выхода, обвиняемый нормализовывал и поощрял пиратство, побуждая зрителей начать играть в пиратские копии игр бесплатно и до релиза», — говорится в иске.
Продвижение эмуляторов – более тонкий вопрос, но в данном случае адвокаты Nintendo утверждали, что, публикуя ссылки на эмуляторы Ryujinx, Yuzu, Suyu и Sudachi, Кейгин способствовал распространению «инструментов для обхода защиты», нарушающих DMCA, а не эмуляторов.
▶ Беглый пират
После предъявления обвинений Кейгин пропал с радаров — приставы не смогли вручить ему судебную повестку, и после длительных поисков суд разрешил отправить документ по электронной почте, а также передать его копии матери, бабушке и подруге обвиняемого. Кейгин все равно так и не появился, и дело началось без него.
За прошедшее время Nintendo значительно снизила размер запрашиваемой компенсации. Сейчас компания требует $10,000 за срыв маркетинговой кампании Paper Mario: The Thousand-Year Door; $5000 за обход средств защиты (взломанную Switch); и $2,500 за оборот инструментов для обхода защиты (ссылки на эмуляторы).
По материалам / Используемая литература:


Semenov&Pevzner в рейтинге «Право-300».
Серия лекций по авторскому праву в Арт-центре «ЗИЛ»
Переход на систему автоматизации Case.Pro
Запуск патентной практики
Лекция «Авторские права на кинофильмы» в Wordshop
Обучающий курс для Академии Права
Конференция под эгидой Европейской комиссии, посвященная FIFA 2018
Семинар КХЛ по маркетингу и коммуникациям
Artificial Intelligence VS. Intellectual Art
Moscow Licensing Summit 2018
TLDCON-2018, Юрмала
Semenov&Pevzner в федеральном рейтинге «Право-300»
Первый IP Battle
Рекордное число блокировок
Доклад на CSTB. Telecom Media 2019
Международная выставка CJF – Child and Junior Fashion 2019
Юридический кейс-форум Pravo Tech
Международный форум «Интеллектуальная собственность -– XXI век»
Комментарий для «Коммерсанта»
Semenov&Pevzner открывает офис в Санкт-Петербурге
Semenov&Pevzner станут официальными партнерами Саммита Франчайзоров
Asmodee Group VS Cosmodrome: процесс завершен на условиях Semenov&Pevzner
Apple отказано в регистрации товарного знака: комментарий для «Ведомостей»
Журнал Суда по интеллектуальным правам опубликовал статью младшего юриста Semenov&Pevzner об ответственности стрим-риппинг сайтов
Выступление Романа Лукьянова на CSTB процитировано в материале об онлайн-кинотеатрах
Big Data и персональные данные: тезисы Екатерины Смирновой для Fontanka.ru
Случай Дмитрия Краснощекова и защита персональных данных: комментарий для Fontanka.ru
Материал управляющего партнера офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге на Zakon.ru по делу о персонажах «Маугли»
«Сбербанк технологии» vs Datahost: комментарий Романа Лукьянова для «Ведомостей»
Участие в VII Балтийском форуме деловой авиации
Как защитить товарный знак: пошаговый гид от управляющего партнера S&P
Партнерство с крупнейшей правовой конференцией в Сколково
Доклад на Moscow Licensing Summit
Участие в международной конференции в Вильнюсе
Статья Екатерины Смирновой о юридических границах рекламной продукции
Участие в юридической сессии Moscow Licensing Summit
Обучающий видеокурс Semenov&Pevzner по авторскому праву выложен в открытый доступ
Дискуссия с участием Екатерины Калиничевой на TLDCON-2019 в Вильнюсе
РБК.Екатеринбург о борьбе правообладателя JBL с контрафактом
Партнерство с крупнейшей В2В-конференцией игровой индустрии
Дискуссия в Сколково
Защиту товарного знака «Свинка Пеппа» осветили ключевые СМИ
Новые правила подачи групповых исков: комментарий для Business FM
Репортаж телеканала «Москва 24» о борьбе с контрафактом
Обзорная статья об авторском праве в России для ICLG
Обзор важнейших судебных дел в индустрии видеоигр
Сеть гипермаркетов выплатит $20 000 по иску Entertainment One UK Limited
Участие в «IP-BATTLE: инфраструктура адресации Интернета против правообладателей»
Оформление и защита бренда: краткий гид для Marketmedia
Комментарий для крупнейшего российского бизнес-портала игровой индустрии
Комментарий по делу Nginx для The Bell
IP HELP
Интересы британского лейбла Parlophone Records
В эфире радио Медиаметрикс
Semenov&Pevzner вошла в топ лучших юридических фирм России в рейтинге газеты Коммерсантъ за 2020 год
Практическое руководство по ведению франчайзингового бизнеса в России
Semenov&Pevzner генеральный партнер сообщества игровых разработчиков Индикатор
Semenov&Pevzner представляет интересы Domino's Pizza
Екатерина Смирнова в международном рейтинге Best Lawyers
Онлайн сессия «Better call your gamedev lawyer»
Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для портала App2Top
Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для Game World Observer
Интервью о трендах в игровой индустрии в России для журнала Legal Insight
Использование чужих разработок при создании ПО
Авторские и смежные права в музыкальной индустрии
Компенсация как способ защиты нарушенных исключительных прав
Комментарий Романа Лукьянова о потенциальной блокировке YouTube
Semenov&Pevzner поддерживает хакатон Ludum Dare
Поддержка франчайзингового бизнеса
Блокировка сайтов за нарушения авторских прав в России
По следам Rambler vs. Nginx и Антона Мамичева vs. Veeam software
IP&IT LAW 2020 в сфере гейминга и киберспорта
Какие детские игрушки подделывают чаще всего?
Доменные имена и объекты интеллектуальной собственности
Гейминг и киберспорт: что нужно менять в российском законодательстве об ИС
Semenov&Pevzner сопровождает запуск Spotify в России и других странах
Юридическое сопровождение проектов в игровой индустрии
Более 200 профессионалов обсудят юридические аспекты игровой индустрии
Особенности регулирования авторского права в России
Образование в игровой индустрии
Особенности регулирования франчайзинга в России
Semenov&Pevzner – лидер в категории «Интеллектуальная собственность» в рейтинге «Право.RU-300»!
Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2021
Warner Music Group приобрела лидирующий инди-лейбл Zhara Music
Юристы Semenov&Pevzner приняли участие в конференции Собака.ru «Товарные знаки в моде»
Игры Фемиды
4 юриста Semenov&Pevzner в международном рейтинге Best Lawyers 2022
Лучшая консалтинговая компания в области цифрового права 2021 года
Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2022
Semenov&Pevzner усиливает практику и приветствует команду из ведущей международной юридической фирмы
Команда Semenov&Pevzner приняла участие в выпуске монографии по правовым аспектам видеоигр
Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет о присоединении к Консорциуму IRS Advisory Group
Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет об открытии офиса в Новосибирске
Epic Games против Apple: Верховный суд США оставил в силе решение суда первой инстанции
АК-47 в компьютерных играх
Внесение ПО в реестр российского ПО: в погоне за льготами или курс на импортозамещение?
Главные юридические конфликты в игровой индустрии за II половину 2023 года
Рикроллинг – это вообще законно?
Регистрация ПО в Роспатенте, Минцифры и IT-аккредитация: польза для бизнеса
Депонирование ПО в Роспатенте
Когда сотрудники уносят хиты с рабочего места
Можно ли использовать образы людей в видеоиграх?