В феврале суд Южной Кореи отклонил иск Nexon о нарушении авторских прав со стороны бывших сотрудников, которые якобы использовали ассеты отмененного паблишером проекта P3 при создании собственной игры Dark and Darker. В то же время суд решил, что полученные во время работы над ним знания являются коммерческой тайной, и обязал разработчиков выплатить почти $6 млн за ее нарушение. Представитель Nexon тогда сказал, что компания все равно продолжит преследование бывших сотрудников, ранее также обвинявшихся в копировании контента мобильной стратегии Blue Archive, причем прямо на рабочем месте. В марте во время обыска в новом офисе разработчиков правоохранители обнаружили наработки другого отмененного Nexon проекта — MX Blade, но неизвестно нашлось ли им какое-то применение.
Как отмечают в Semenov&Pevzner, разработка собственного проекта в рабочее время — ситуация нередкая, однако чтобы это установить нужны достаточные доказательства. Юлия Буренкова, руководитель офиса, г. Новосибирск
рассказывает какие.
- Делать другую работу в рабочее время не допускается.
Согласно действующему трудовому законодательству, работник обязан добросовестно исполнять возложенные на него трудовым договором обязанности и делать это в специально отведенное время. Вряд ли найдется работодатель, готовый добавить пункт, разрешающий заниматься разработкой собственного проекта в оплачиваемые им часы. Факт подобного нарушения можно доказать с помощью видеозаписей и переписки. Но за пределами рабочего времени разработчик вправе заниматься любыми собственными проектами. Ключевое здесь — собственными, а не заимствованными.
- Брать за основу наработки отмененного проекта не допускается.
Создание нового проекта на основе имеющихся наработок, пусть и отмененного проекта, признается производным произведением. В соответствии со ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, производное произведение — это результат переработки существующего произведения, который также подлежит охране. При этом, чтобы создать производное произведение, необходимо получить согласие у правообладателя первоначального произведения. Поскольку, как правило, правообладателем рабочих проектов является работодатель, то разработка собственного проекта на их основе является нарушением исключительных прав.
Доказать переработку можно путем сравнения двух проектов. Если в результате окажется, что персонажи, код, дизайн и иные элементы игры заимствованы, к разработчику могут быть применены санкции.
- Разглашать коммерческую тайну не допускается.
За разглашение коммерческой тайны российским законодательством предусмотрена административная, гражданско-правовая, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Чтобы доказать нарушение коммерческой тайны, у работодателя должен быть введен режим коммерческой тайны и средства защиты. Работник, в свою очередь, должен быть ознакомлен со всеми документами и правилами работы с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Если работник не ознакомлен под роспись с документами, не осведомлен о правилах и средствах защиты, то установить и доказать разглашение коммерческой тайны и привлечь к ответственности будет крайне сложно.
Резюмируя, отметим, что российским и международным законодательством вопросы защиты интеллектуальной собственной и коммерческой тайны четко регламентированы, дело остается за доказательственной базой.
Поэтому эксперты рекомендуют создавать уникальные игры на основе собственных, а не заимствованных разработок.
Off the record примечание к первому пункту: Я слышал, некоторые компании прописывают такое условие, что любой креатив, созданный во время рабочего времени, принадлежат компании, в том числе тот, который не относится к прямой деятельности сотрудника. Но, вроде как, в некоторых странах подобное незаконно. В России, я так понимаю, авторское право на, условно говоря, написанную в рабочее время оригинальную игру / книгу / музыкальное произведение будет все же за автором, или нет?
Комментарий. Важно не путать: авторское право и исключительное право. Авторское право: быть автором, указывать свое имя на экземпляре – да. Это остается за автором. А вот исключительное право: использовать, продавать, давать лицензию на произведение – остается за работодателем, согласно п.2 ст.1295 ГК РФ. Ни один работодатель не пропишет, что исключительное право на разработки принадлежит сотруднику. В нашей практике таких случае не было. И в целом для работодателя ключевое аккумулировать все разработки у себя.
Примечание к третьему пункту: Лет -надцать назад ходил слух, что в ТД Сигуро Миямото (главного дизайнера Nintendo) прописано, что он не может рассказывать, как проводит свободное время, т.к. это может дать идеи конкурентам, над чем он сейчас работает, и это будет нарушением коммерческой тайны. Подобный «интересный факт», если это факт, можно было бы упомянуть, говоря о типах информации, причисляемой к коммерческой тайне.
Комментарий. Я бы не упоминала подобное, поскольку в российском законодательстве предусмотрено, что к коммерческой тайне относятся сведения по осуществлению профессиональной деятельности, а не к проведению свободного времени.


Semenov&Pevzner в рейтинге «Право-300».
Серия лекций по авторскому праву в Арт-центре «ЗИЛ»
Переход на систему автоматизации Case.Pro
Запуск патентной практики
Лекция «Авторские права на кинофильмы» в Wordshop
Обучающий курс для Академии Права
Конференция под эгидой Европейской комиссии, посвященная FIFA 2018
Семинар КХЛ по маркетингу и коммуникациям
Artificial Intelligence VS. Intellectual Art
Moscow Licensing Summit 2018
TLDCON-2018, Юрмала
Semenov&Pevzner в федеральном рейтинге «Право-300»
Первый IP Battle
Рекордное число блокировок
Доклад на CSTB. Telecom Media 2019
Международная выставка CJF – Child and Junior Fashion 2019
Юридический кейс-форум Pravo Tech
Международный форум «Интеллектуальная собственность -– XXI век»
Комментарий для «Коммерсанта»
Semenov&Pevzner открывает офис в Санкт-Петербурге
Semenov&Pevzner станут официальными партнерами Саммита Франчайзоров
Asmodee Group VS Cosmodrome: процесс завершен на условиях Semenov&Pevzner
Apple отказано в регистрации товарного знака: комментарий для «Ведомостей»
Журнал Суда по интеллектуальным правам опубликовал статью младшего юриста Semenov&Pevzner об ответственности стрим-риппинг сайтов
Выступление Романа Лукьянова на CSTB процитировано в материале об онлайн-кинотеатрах
Big Data и персональные данные: тезисы Екатерины Смирновой для Fontanka.ru
Случай Дмитрия Краснощекова и защита персональных данных: комментарий для Fontanka.ru
Материал управляющего партнера офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге на Zakon.ru по делу о персонажах «Маугли»
«Сбербанк технологии» vs Datahost: комментарий Романа Лукьянова для «Ведомостей»
Участие в VII Балтийском форуме деловой авиации
Как защитить товарный знак: пошаговый гид от управляющего партнера S&P
Партнерство с крупнейшей правовой конференцией в Сколково
Доклад на Moscow Licensing Summit
Участие в международной конференции в Вильнюсе
Статья Екатерины Смирновой о юридических границах рекламной продукции
Участие в юридической сессии Moscow Licensing Summit
Обучающий видеокурс Semenov&Pevzner по авторскому праву выложен в открытый доступ
Дискуссия с участием Екатерины Калиничевой на TLDCON-2019 в Вильнюсе
РБК.Екатеринбург о борьбе правообладателя JBL с контрафактом
Партнерство с крупнейшей В2В-конференцией игровой индустрии
Дискуссия в Сколково
Защиту товарного знака «Свинка Пеппа» осветили ключевые СМИ
Новые правила подачи групповых исков: комментарий для Business FM
Репортаж телеканала «Москва 24» о борьбе с контрафактом
Обзорная статья об авторском праве в России для ICLG
Обзор важнейших судебных дел в индустрии видеоигр
Сеть гипермаркетов выплатит $20 000 по иску Entertainment One UK Limited
Участие в «IP-BATTLE: инфраструктура адресации Интернета против правообладателей»
Оформление и защита бренда: краткий гид для Marketmedia
Комментарий для крупнейшего российского бизнес-портала игровой индустрии
Комментарий по делу Nginx для The Bell
IP HELP
Интересы британского лейбла Parlophone Records
В эфире радио Медиаметрикс
Semenov&Pevzner вошла в топ лучших юридических фирм России в рейтинге газеты Коммерсантъ за 2020 год
Практическое руководство по ведению франчайзингового бизнеса в России
Semenov&Pevzner генеральный партнер сообщества игровых разработчиков Индикатор
Semenov&Pevzner представляет интересы Domino's Pizza
Екатерина Смирнова в международном рейтинге Best Lawyers
Онлайн сессия «Better call your gamedev lawyer»
Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для портала App2Top
Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для Game World Observer
Интервью о трендах в игровой индустрии в России для журнала Legal Insight
Использование чужих разработок при создании ПО
Авторские и смежные права в музыкальной индустрии
Компенсация как способ защиты нарушенных исключительных прав
Комментарий Романа Лукьянова о потенциальной блокировке YouTube
Semenov&Pevzner поддерживает хакатон Ludum Dare
Поддержка франчайзингового бизнеса
Блокировка сайтов за нарушения авторских прав в России
По следам Rambler vs. Nginx и Антона Мамичева vs. Veeam software
IP&IT LAW 2020 в сфере гейминга и киберспорта
Какие детские игрушки подделывают чаще всего?
Доменные имена и объекты интеллектуальной собственности
Гейминг и киберспорт: что нужно менять в российском законодательстве об ИС
Semenov&Pevzner сопровождает запуск Spotify в России и других странах
Юридическое сопровождение проектов в игровой индустрии
Более 200 профессионалов обсудят юридические аспекты игровой индустрии
Особенности регулирования авторского права в России
Образование в игровой индустрии
Особенности регулирования франчайзинга в России
Semenov&Pevzner – лидер в категории «Интеллектуальная собственность» в рейтинге «Право.RU-300»!
Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2021
Warner Music Group приобрела лидирующий инди-лейбл Zhara Music
Юристы Semenov&Pevzner приняли участие в конференции Собака.ru «Товарные знаки в моде»
Игры Фемиды
4 юриста Semenov&Pevzner в международном рейтинге Best Lawyers 2022
Лучшая консалтинговая компания в области цифрового права 2021 года
Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2022
Semenov&Pevzner усиливает практику и приветствует команду из ведущей международной юридической фирмы
Команда Semenov&Pevzner приняла участие в выпуске монографии по правовым аспектам видеоигр
Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет о присоединении к Консорциуму IRS Advisory Group
Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет об открытии офиса в Новосибирске
Epic Games против Apple: Верховный суд США оставил в силе решение суда первой инстанции
АК-47 в компьютерных играх
Внесение ПО в реестр российского ПО: в погоне за льготами или курс на импортозамещение?
Главные юридические конфликты в игровой индустрии за II половину 2023 года
Рикроллинг – это вообще законно?
Регистрация ПО в Роспатенте, Минцифры и IT-аккредитация: польза для бизнеса
Депонирование ПО в Роспатенте
Компания Nintendo требует от стримера компенсацию в размере $150,000 за каждую трансляцию!
Можно ли использовать образы людей в видеоиграх?