Новости
74
0

Мы подготовили масштабный отчет по правовым конфликтам в игровой индустрии за второе полугодие 2023.

Материал охватывает как судебные разбирательства, так и другие значительные с юридической точки зрения кейсы за II половину 2023 года.

Работа поделена на пять частей:

  • Авторское право
  • Средства индивидуализации
  • Патентные права
  • Читы
  • Другие кейсы

 

1.     АВТОРСКОЕ ПРАВО

  1. Суд отклонил иск Nexon к разработчикам Dark and Darker

Суд Сиэтла отклонил иск южнокорейского издателя Nexon, поданный в апреле 2023-го к студии Ironmace, разработавшей PvPvE-экшен Dark and Darker.

Напоминаем, что Nexon обвинил Ironmace в разглашении коммерческой тайны и краже кода и ассетов игры P3. В своем иске Nexon указал, что руководители Ironmace Теренс Сеунгха Парк и Чои Чжу-Хен раньше работали в Nexon и занимались разработкой игры P3, на которую существенно похожа Dark and Darker. Nexon настаивал на незаконном использовании исходного кода P3, а также аудиовизуальных и других материалов. Более того, в иске Nexon также указал на сходство некоторых персонажей из P3 и Dark and Darker.

Ironmace планировала выпустить полную версию Dark and Darker к концу 2023-го. Однако игра была удалена из Steam после получения уведомления Nexon.

Судья сочла аргументы Nexon нерелевантными: компания не привела убедительных доказательств нарушения авторских прав. Более того, в тексте судебного решения было указано о необходимости для сторон инициировать судебные разбирательства в Южной Корее, поскольку там зарегистрированы и Nexon, и Ironmace (а не в США). Nexon и Ironmace уже начали судебное разбирательство в Южной Корее: обе компании подали иски в суд города Сувон.

Окружной суд южнокорейского города Сувон также отказался выдавать ордер на арест управляющего директора студии Ironmace Чоя Джу-Хена (Choi Ju-Hyun). Ордер на арест был запрошен полицией в рамках разбирательства с Nexon. Суд постановил, что выдвинутые против Чоя обвинения имеют относительный характер, и можно не опасаться, что разработчик попытается скрыться или покинуть территорию Южной Кореи.

 

  1. Krafton и NetEase урегулировали спор относительно PUBG и Knives Out

Krafton и NetEase урегулировали спор по поводу PUBG и Knives Out. Верховный суд Сан-Матео постановил, что студия NetEase не выполнила свои обязательства, указанные в мировом соглашении. В частности, NetEase продолжила нарушать исключительные права Krafton путем продвижения игры с использованием элементов, которые должны были быть изменены.

Спор между студиями начался в апреле 2018 года, когда Krafton обратилась с иском в отношении NetEase о нарушении авторских прав на мобильные игры в жанре «королевская битва» — Knives Out и Rules of Survival. Krafton утверждала, что внешний вид, ощущения и аудиовизуальный стиль игр имитирует PUBG. В марте 2019 года компании достигли мирового соглашения, однако NetEase нарушила его условия. Студия не смогла изменить определенные элементы игры, включая здания и макеты карт, а также внутриигровые предметы, которые заимствовали элементы PUBG. Это привело к новому спору, который был инициирован в начале этого года. Суд постановил, что NetEase не выполнила свои соглашения по мировому соглашению, включая продвижение игры с использованием активов и элементов, которые должны были быть изменены.

По факту оценки материалов дела суд пришел к выводу, что Krafton справилась с бременем доказывания нарушения условий контракта со стороны NetEase. Однако суд также указал, что студией Krafton не была обоснована сумма запрошенной компенсации за договорные нарушения – 65 миллионов долларов. Суд постановил к выплате в пользу Krafton нераскрытую сумму «в качестве заранее оцененных убытков» за тайтлы Knives Out, Rules of Survival, and Survival Royale.

 

  1. Апелляционная жалоба хореографа Кайлом Ханагами в рамках спора с Epic Games может быть удовлетворена

Напомним, что иск против Epic Games был подан в Окружной суд США штата Калифорния 29 марта 2022 года американским хореографом и ютубером Кайлом Ханагами (Kyle Hanagami). По мнению хореографа, Epic Games якобы незаконно использовали его хореографию как один из вариантов визуализированных эмоций персонажа Капитана Америка (речь про эмоцию «It’s Complicated», которая была представлена разработчиками в августе 2020 года) в Fortnite.

В 2017 году хореограф поставил танец под песню Чарли Пута (Charlie Puth) «How Long» и опубликовал видео с танцем на хостинге YouTube, которое набрало более 35 млн просмотров. Ханагами действительно обладает авторскими правами, зарегистрированными в соответствии с Законом США «Об авторском праве», как на хореографию, так и на само видео танца.

В решении от 24 августа 2022 года Окружной суд штата Калифорния не согласился с доводами хореографа: суд не увидел высокой степени схожести между танцем Кайла Ханагами и танцем для эмоции «Its Complicated» в Fortnite».

В ноябре коллегия судей апелляционного суда США возобновила судебную тяжбу по поводу спорных танцевальных движений. Судья указал, что при рассмотрении настоящего дела необходимо обратить внимание на то, что если отдельные элементы танца не могут быть защищены авторским правом, танец в целом – объект авторского права, подлежащий защите. Суд пришел к выводу, что требования Ханагами имеют место быть, так как творческий выбор, осуществленный им при выборе и аранжировке элементов хореографии, мог быть заимствован Epic.

На данный момент судебное разбирательство продолжается.

 

  1. Take Two удалили мод, использующий искусственный интеллект, из GTA 5 ввиду нарушения авторских прав

Take Two принудительно закрыла мод в GTA 5, опирающийся на генеративный искусственный интеллект. Издатель объявил о нарушении Digital Millenium Copyright Act (DMCA), что и привело к удалению мода Sentient Streets с моддинг-платформы Nexus Mods, а также к удалению видео с его демонстрацией с платформы YouTube. Создатель мода, известный под именем Bloc, заявил, что студия не связывалась с ним, а просто удалила все материалы, связанные с модом, и сам мод.

Так, в моде пользователям доступны более 30 голосов, сгенерированных искусственным интеллектом, которые используются для общения с неигровыми персонажами. Bloc пояснил, что такое использование не влечет нарушение исключительных прав ни Take Two, ни третьих лиц. Мод создан на базе движка символов Inworld с использованием голосовой библиотеки, предоставленной ElevenLabs.

Студия не дает какие-либо пояснения прессе.

 

  1. Activision Blizzard отказалась от иска против пользователя TikTok

10 августа компания Activision Blizzard отказалась от иска против музыкального критика Энтони «The Needle Drop» Фантано относительно прав на коммерческое использование записи его голоса.

Предметом спора оказалось видео, снятое в апреле 2021 года. В ролике Фантано бурно отреагировал на слишком много раз разрезанную пиццу. Activision Blizzard использовала запись в рекламе Crash Bandicoot в июне 2023 года без получения разрешения Фантано. Критик обратился с претензией к разработчику, что побудило Activision удалить спорное видео.

В июле 2023 года Activision подала иск против Энтони Фантано, обвинив его в требовании чрезмерного вознаграждения за использование звукового фрагмента в рекламном ролике. По утверждению студии, трек может быть законно использован для рекламного контента, поскольку содержится в библиотеке TikTok.

 

2.     СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

  1. FNTASTIC отстояла право на название игры The Day Before

Студия FNTASTIC выиграла судебный спор относительно использования товарного знака. Оппонентом выступила корейская компания, разработавшая приложение-календарь под названием TheDayBefore.

Разработчику приложения-календаря принадлежат исключительные права на товарный знак TheDayBefore. Приложение было впервые опубликовано для массовых пользователей в 2010 году, и на данный момент зарегистрировано более 40 миллионов загрузок. Спорный товарный знак был зарегистрирован в 2015 году в Корее. На момент судебного разбирательства компания обладала правами на товарные знаки в Корее, США, Китае, России, Японии, Вьетнаме и Европейском Союзе. По причине судебного спора был отложен релиз игры.

После судебного разбирательства игра The Day Before сохранит свое название и выйдет 7 декабря 2024 года. Также была восстановлена страница игры The Day Before в Steam.

 

3.     ПАТЕНТНЫЕ ПРАВА

  1. Nintendo выигрывает решение о прекращении патентного иска по поводу контроллеров Switch

Студия Nintendo одержала победу в судебном процессе, связанном с исключительными правами на патенты, которые якобы были «воспроизведены» Nintendo при разработке контроллеров Joy-Con. Nintendo представила Switch в 2017 году, и по состоянию на июнь 2023 года было продано почти 130 миллионов консолей.

Компания Gamevice, производитель периферийного оборудования для видеоигр, обратилась с иском в Федеральный суд Калифорнии. В иске компания обвинила Nintendo в нарушении ее патента путем производства и разработки контроллеров Joy-Con, которые поставляются с игровой консолью Nintendo Switch. Производитель утверждал, что контроллеры Joy-Con от Nintendo предназначены для использования как с подключением, так и с отдельно от Switch, что является нарушением патентов Gamevice, которые связаны с техническими решения относительно игровых контроллеров для смартфонов и планшетов.

Суд постановил, что контроллеры компании с технической стороны значительно отличаются. Так, в Joy-Con отсутствуют патентные «удерживающие конструкции» и «отверстия для входных модулей». На этом основании иск Gamevice был отклонен.

Это третье юридическое поражение производителя. Комиссия по международной торговле США ранее уже не единожды отклоняла иски о нарушении патентов к Nintendo. Gamevice фактически подала две патентные жалобы против Nintendo: в 2019 году и в 2021 году, ни одна жалоба не была удовлетворена: доводы Gamevice о якобы имевшем место нарушении патентов показались неубедительными Комиссии.

 

4.     ЧИТЫ

  1. Спор между AimJunkies и Bungie продолжается

Напоминаем, что еще в 2021 году компания Bungie (разработчик игры «Destiny 2») подала иск против создателей читов для игр AimJunkies. Из иска следует, что AimJunkies нарушают авторские права истца, используя для создания читов оригинальный код игры. В прошлом обзоре мы подробнее рассказывали о фабуле данного дела. Несмотря на то, что Bungie была на грани проигрыша, в феврале 2023 года дело завершилось в пользу разработчика Destiny 2. Суд постановил, что AimJunkies нарушили DMCA и воспользовались сторонним софтом, чтобы обойти защиту разработчиков и признали AimJunkies виновными в незаконной продаже чит-кодов. Владельцы сайта были обязаны возместить убытки в размере 3,6 млн долларов и 700 тысяч долларов судебных расходов.

AimJunkies решили оспорить решение суда первой инстанции в Апелляционном суде. Так, компания утверждает, что ни один закон не запрещает мошенничество в компьютерных играх: Bungie в целях получения юридической защиты от любого «мошенничества» в виде чит-кодов должна была доказать факт наличия нарушения правовой нормы, а не просто настаивать на том, что механика чит-кодов носит вредоносный характер для развития игры. Насколько известно AimJunkies, они первые, кто действительно противостоит Bungie и добивается разрешения по существу вопроса о том, является ли «читерство» в компьютерных играх незаконным при отсутствии фактического нарушения интеллектуальных прав.

Более того, Aimjunkies обращают внимание на то, что суд первой инстанции, делая вывод о наличии нарушения норм права интеллектуальной собственности (DMCA) путем обхода технических мер защиты Destiny 2, опирался на показания свидетеля Bungie. Ключевым аспектом является то, что свидетель был защищен от подробного и тщательного перекрестного допроса. Соответственно, адвокат AimJunkies не мог выявить каких-либо несоответствий или слабостей в показаниях свидетеля, что является нарушением состязательности процесса. Также компания считает сумму убытков и судебных расходов избыточной и несоотносимой с их реальными доходами от деятельности по реализации чит-кодов.

  

  1. Bungie вправе привлечь третьих лиц для выявления информации об анонимных создателях читов

Требование Bungie, состоящее в том, чтобы привлечь десятки крупных платформ для «деанонимизации» создателей чит-кодов, было удовлетворено судом.

В начале августа 2023 года Bungie был подан иск против чит-операции Ring-1 в суд Вашингтона. Иск касается нарушений авторских прав, норм DMCA. Иск направлен против 50 разработчиков, маркетологов, сотрудников службы поддержки клиентов и продавцов читерского программного обеспечения Destiny 2, предлагаемого Ring-1.

Согласно иску, в ходе расследований Bungie уже были идентифицированы имена нескольких обвиняемых, в то время как другие были известны только по их онлайн-подписям. 27 октября Bungie заявило в адрес суда ходатайство в целях выявления таких нарушителей. Так, ответчики не предоставляют контактной информации, такой как физический адрес, адрес электронной почты или номер телефона, и проводят свои операции полностью под псевдонимом. Ответчики также используют службы защиты конфиденциальности, чтобы скрыть свои имена и контактную информацию из общедоступной базы данных WHOIS.

Рассмотрев довольно широкое ходатайство Bungie, мировая судья Мишель Л. Петерсон вынесла свое решение в конце ноября этого года. Несмотря на то, что большинство запросов Bungie оказались «узко ориентированными» на поиск идентифицирующей информации, запросы на вручение повесток в суд сторонним компаниям Cloudflare, Storely, Selly и «любому другому стороннему истцу, который идентифицирует предоставление услуг любого рода ответчикам» были охарактеризованы как необоснованные. Однако судья признала, что узкоспециализированный запрос Bungie может оказаться решающим для всего дела. Требование студии было удовлетворено.

 

5.     ДРУГИЕ КЕЙСЫ

  1. Новые подробности банкротства Гейм Инсайт: материнская компания признала долг перед российским подразделением.

Решением от 25 июля 2023 года Арбитражный суд города Москвы не только постановил наложить арест на счета людей, связанных с попыткой лишить российских сотрудников компании зарплаты, но и обратил взыскание порядка двух миллионов евро с литовской Game Insight. Литовская компания согласилась погасить долг перед российской «Гейм Инсайт», о чем сообщил представитель компании Александр Масгутов.

Напоминаем, что в июне 2022-го компания Game Insight ушла с российского рынка ввиду санкционной политики. Активы российской компании были переданы новому руководству. Однако в августе 2022-го от российского ООО «Гейм Инсайт» было подано заявление о признании общества банкротом в Арбитражный суд Москвы. Компания была признана банкротом в октябре того же года. Сумма неисполненных обязательств на тот момент составляла 76,2 млн рублей, из которых 66,5 млн рублей — невыплаты сотрудникам по заработной плате и выходным пособиям.

Российская «дочка» Game Insight выставила на аукцион, который прошел 27 июня 2023 года, действующие в рамках юрисдикции РФ товарные знаки. Реализация средств индивидуализации в рамках банкротства осуществлена Денисом Качурой, арбитражным управляющим. В список товарных знаков вошли: «Аэропорт Сити», «Загадочный Дом», Paradise Island и The Tribez and Castles и другие. Стартовая стоимость каждого лота составила 100 тысяч рублей.

 

  1. Epic Games одержала победу над Google в суде

11 декабря 2023 года суд присяжных вынес решение в пользу Epic Games, установив, что компания Google обладает монополией в сфере устройств, функционирующих на Android, и вместе с Google Play применяет соответствующие действия для поддержания монополии. Более того, было установлено, что Google незаконно привязала Google Play к своим биллинговым системам.

Первоначальные действия по иску Epic Games против Google были инициированы в то же время, что и иск Epic против Apple, но Google не единожды подчеркивала, что правовая ситуация по их кейсу значительно отличается. Google утверждает, что операционная система Android не имеет таких же ограничений, как iOS от Apple – соответственно, Android позволяет различным производителям телефонов объединять разные магазины приложений по своему усмотрению. Однако, Epic утверждает, что поведение Google относительно политики публикации приложений разработчиками в сторонних магазинах приложений носит антиконкурентный характер: так, Google значительно ограничивала возможное сотрудничество Epic и Samsung в целях распространения Fortnite с помощью их собственного магазина приложений.

Также, Google подала встречный иск против Epic в октябре 2021 года, утверждая, что, предоставив версию Fortnite, не использующую платежные системы Google Play, для массового пользователя Epic нарушила условия контракта с Google. Компания полагает, что возможность загрузки Fortnite в других форматах за пределами Google Play, влечет значительный ущерб для Google: так, Epic была неосновательно обогащена за счет Google.

Полагаем, что такое решение является краеугольным для всей индустрии мобильных приложений и игр. Американские суды благосклонно относятся к тому, чтобы ограничить монополию Apple и Google как на рынке агрегаторов мобильных приложений, так и мобильных устройств в целом.

 

  1. ZeniMax заключило предварительное соглашение с профсоюзом по вопросам использования искусственного интеллекта

Уже длительное время профсоюзы ZeniMax Workers United и Communication Workers of America ведут переговоры по своему первому соглашению с дочерней компанией Microsoft ZeniMax. Дочерняя компания Microsoft, ZeniMax обязуется использовать искусственный интеллект, который исключительно «повышает производительность, рост и удовлетворенность работников, не причиняя работникам вреда».

Профсоюз указывает, что соглашение инициировано в целях предоставления гарантий, что использование ИИ-инструментов не причинят работникам вреда. Согласно тексту соглашения, внедрение ИИ таким образом, что это повлияет на работу членов профсоюза, требует предварительного уведомления и согласования профсоюза. В документе изложены правила использования ИИ на рабочем месте: используемая технология должна быть справедливой; надежной и безопасной; конфиденциальной и безопасной; инклюзивной; прозрачной; подотчетной.

Профсоюз ZeniMax был сформирован в январе 2022 года, через несколько месяцев после того, как материнская компания Microsoft подписала соглашение о трудовом нейтралитете с Communication Workers of America в обмен на поддержку профсоюзом приобретения Activision Blizzard.

 

  1. Федеральная торговая комиссия настаивает на признании сделки между Microsoft и Activision антиконкуртентной

Регулятор США – Федеральная торговая комиссия обратилась с апелляцией в суд, чтобы заблокировать приобретение Microsoft компании Activision Blizzard – несмотря на то, что сделка на сумму 68,7 миллиардов долларов была закрыта 13 октября 2023 года. Соответствующая апелляционная жалоба была адресована коллегии из трех судей Девятого округа Апелляционного суда США. Ранее окружной судья Жаклин Скотт Корли отклонила апелляцию регулятора о предварительном судебном запрете. Регулятор утверждает о факте потенциального антиконкурентного поведения со стороны Microsoft на примере сделки по приобретению Zenimax в 2020 году, когда компания сделала некоторые из своих игр эксклюзивными исключительно для Microsoft.

Напоминаем, что в апреле 2023 года британский антимонопольный регулятор Competition and Markets Authority опубликовал отчет, в котором указал, что сделка между двумя корпорациями навредит рынку облачного гейминга, инновациям и возможностям выбора для игроков.

Тем не менее, антимонопольный орган Евросоюза – Еврокомиссия – приняла противоположное решение. Еврокомиссия одобрила крупнейшую в игровой индустрии сделку, посчитав, что она не повлияет на конкуренцию, поскольку Microsoft разрешит другим игровым издателям (например, Sony) иметь доступ к продуктам Blizzard в течение 10 лет.

 

  1. CD Projekt утвердила мировое соглашение с инвесторами относительно проблем с релизом Cyberpunk 2077

Окружной суд США Центрального округа Калифорнии 28 ноября утвердил мировое соглашение между студией CD Projekt и инвесторами относительно качества релиза Cyberpunk 2077. Так, был урегулирован групповой иск, поданный инвесторами, которые утверждают, что они были введены студией в заблуждение относительно качества Cyberpunk 2077 при запуске.

CD Project 27 января 2022 года подписала мировое соглашение с инвесторами, неудовлетворенными качеством релиза. Однако компания свою вину не признала: CD Project отмечает, что была вынуждена заключить мировое соглашение ввиду дороговизны судебных разбирательств в США. Переговоры об урегулировании были завершены в декабре прошлого года. Условия соглашения обязывают CD Project и страховую фирму Colonnade Insurance S.A. выплатить инвесторам компенсацию в 1,85 миллионов долларов. Истцы, со своей стороны, по условиям мирового соглашения отказываются от исковых требований к компании и членам ее правления.

Релиз Cyberpunk 2077 в конце 2020 года повлек возникновение разногласий с инвесторами: разработчики якобы намеренно ввели акционеров в заблуждение и выпустили некачественную игру, что стало причиной подачи пяти исков к компании.

 

  1. В отношении Take-Two Interactive предъявлен иск из-за использования внутриигровой валюты

17 ноября в федеральный суд Северного округа Калифорнии в отношении Take-Two Interactive и 2K Games был подан коллективный иск, согласно которому компании обвиняются в незаконной деловой практике, состоящей в том, что разработчик ограничил возможности обороноспособности виртуальной валюты. Так, валюта не подлежит передаче между играми и теряется после деактивации серверов для старых игр.

К упомянутым играм относятся NBA 2K, WWE 2K и PGA Tour 2K. В иске содержатся требования компенсации для тех, чья внутриигровая валюта была удалена из игр 2K Games. В иске указано, что издатель не приводит никаких причин или объяснений, почему он не возвращает или не разрешает перевод внутриигровой валюты со счетов своих клиентов. Также отмечается, что игроков не информируют об особенностях внутриигровой валюты при ее покупке в интерфейсе игр.

В прошлом году против Take-Two Interactive был подан еще один коллективный иск относительно использования лутбоксов в NBA 2K, которые, как утверждалось, психологически дистанцируют игроков от финансовых последствий.

  

  1. Roblox обвиняется в формировании негативных потребительских привычек у детей: в отношении компании был подан коллективный иск

В августе 2023 года группа особо инициативных родителей подала коллективный иск в Верховный суд Сан-Диего против Roblox, утверждая, что ими были понесены денежные потери ввиду отсутствия мер предосторожности для детей. Истцы заявляют, что для родителей затруднительно контролировать потребительские привычки несовершеннолетних. Так, игровая платформа обвиняется в нарушении Закона Калифорнии о недобросовестной конкуренции, Закона о ложной рекламе, Закона о средствах правовой защиты потребителей и Закона штата о защите прав потребителей. Этот иск присоединяется к другому коллективному иску, в котором Roblox обвиняется в содействии «нелегальной экосистеме азартных игр».

Родители утверждают, что из-за недостаточных и слабых мер защиты Roblox их дети тратили на платформе тысячи долларов, подвергались воздействию контента для взрослых и подвергались опасности преследования.

Roblox отрицает любые обвинения. Компания сделала публичное заявление, в котором сообщила, что у Roblox есть ряд функций, специально разработанных для обеспечения безопасности детей. К ним относятся фильтрация текстового чата на платформе для блокировки нежелательного контента или личной информации, а также родительский контроль и функции для ограничения или отключения чата.

 

  1. Microsoft, EA, Activision, Ubisoft and Epic Games стали ответчиками по иску о несовершеннолетних «игровых зависимых»

Четыре крупнейшие компании отрасли: Microsoft, EA, Activision, Ubisoft и Epic Games стали ответчиками по иску, в котором они обвиняются в создании инфраструктуры, которая способствует развитию зависимости от видеоигр среди пользователей. Соответствующий иск был подан 30 октября в Восточном округе Арканзаса женщиной из Арканзаса от имени своего несовершеннолетнего ребенка и ее мужа. В частности, компании обвиняются в халатности, предоставлении ложных сведений и введения пользователей в заблуждение из-за отсутствия предупреждения пользователей о вызывающих привыкание свойствах игр. В иске указано, что «быстрое распространение зависимости от видеоигр» является результатом «согласованных усилий компаний по пристрастию потребителей» к их играм с целью получения высоких прибылей.

Согласно документам, несовершеннолетний (13 лет) тратит на видеоигры от 12 до 14 часов в день, несмотря на попытки родителей ограничить это время, и около 350 долларов в месяц. Суммарно ребенок потратил около 3000 долларов на внутриигровые транзакции и загружаемый контент.

Истец требует возмещения ущерба, среди прочего, за травмы, которые несовершеннолетний получил в результате своей зависимости (физическая боль в руках, локтях и плечах), и экономические потери родителей.

В 129-страничном иске подробно описываются различные микротранзакции и схемы монетизации, которые, по мнению истца, приводят к зависимости несовершеннолетних от видеоигр, включая лутбоксы и транзакции с оплатой выигрыша. В иске также упоминаются 16 патентов, которые затрагивают несовершеннолетних и их игровые расходы.

Возможность возникновения зависимости от видеоигр является часто обсуждаемой темой в последнее время. Стоит отметить, что в парадигме признания Всемирной организацией здравоохранения «игрового расстройства» болезнью, правительства многих стран принимают ограничительные меры в отношении доступа несовершеннолетних к играм. Так, в августе 2022 года Окружной суд Такамацу на западе Японии подтвердил конституционность местного постановления, которое установило ограничения на видеоигры для борьбы с игровой зависимостью. Например, в 2021 году власти Китая также ограничили время, которое дети и подростки могут тратить на онлайн-игры: игровые платформы могут оказывать услуги несовершеннолетним только с 8 до 9 вечера по пятницам, выходным и официальным праздничным дням.

Судебных споров о признании видеоигры вызывающей зависимость не так много на настоящий момент. В качестве примера можно привести кейс Крейг Смоллвуд против NC Interactive, разработчика Lineage II. По итогу рассмотрения дела суд встал на сторону Смоллвуда и обязал корейскую компанию возместить судебные издержки на соответствующее лечение.

Ожидаем рассмотрение спора – сможет ли суд, действительно, встать на сторону Истца и признать поведение разработчиков неправомерным.

 

  1. Австрийский суд признал лутбоксы азартной игрой

Многие утверждают, что лутбоксы представляют собой форму азартных игр и могут нарушать законы о азартных играх в определенных юрисдикциях. Однако использование виртуальных валют и гарантия того, что игрок всегда получит что-то, даже если это не то, что он хотел, создают преграды для регулирования лутбоксов с использованием текущего правового регулирования в области азартных игр.

В феврале 2023 года австрийский районный суд изменил текущее положение лутбоксов, аннулировав договор между Sony и несколькими игроками в FIFA, потратившими более 85 000 евро на пакеты карточек игроков. Согласно решению суда, поскольку обмен картами FIFA возможен на вторичном рынке, они рассматриваются как "финансовая выгода" в рамках австрийского Закона об азартных играх. Таким образом суд квалифицировал лутбоксы как "незаконные азартные игры", поскольку перепродавцы могут извлекать прибыль из случайности. Теперь для использования лутбоксов в видеоиграх в Австрии потребуется лицензия. Это решение является одним их немногих прецедентов в создании плана для регулирования лутбоксов и компенсации пострадавших истцов.

 

  1. Epic против Apple: очередная апелляция Epic в Верховный суд

28 сентября 2023 г. Epic Games обратилась в Верховный суд с просьбой пересмотреть решение суда низшей инстанции, признающее Apple не нарушившей антимонопольное законодательство при осуществлении политики App Store. Epic Games ранее уже обращалась в Верховный суд в июле 2023 года с требованием запретить Apple препятствовать разработчикам перенаправлять пользователей на сторонние платежные системы, однако в августе жалоба была отклонена.

Разработчик Fortnite теперь просит признать действия Apple противоправными по более широкому спектру норм антимонопольного законодательства. В частности, Epic хочет установить в суде, что «менее ограничительная альтернатива», выражающаяся в иной политике относительно покупки внутриигровой валюты пользователями, может быть свободной от затрат для Apple и обеспечить сокращение издержек на 30% для разработчиков.

Яблочный гигант не стал молчать и также обратился в Верховный суд с просьбой отменить решение суда первой инстанции, требующее внесения изменений в App Store. Ожидается, что Верховный суд примет решение о рассмотрении этого дела до конца года.

Мы уже рассказывали о конфликте между Epic Games и Apple, который начался в 2020 году. Тогда Epic добавила в Fortnite возможность покупки внутриигровой валюты – вне App Store, а ответом Apple стало удаление игры из магазина приложений. Apple обвинялась в монополии в области приложений и платежных систем на iOS.

Напомним, что ранее – 24 апреля 2023 года Апелляционный суд девятого округа США встал на сторону Apple в набившем оскомину споре с Epic Games, разработчиком Fortnite – в силе было оставлено решение нижестоящего суда. Суд подтвердил, что Apple не является монополистом в том смысле, в котором наделяется действующим антимонопольным законодательством. Апелляционная коллегия признала решение суда первой инстанции полностью законным, в том числе в части, в которой Apple обязали разрешить сторонним разработчикам добавлять в приложения ссылки на сторонние платежные системы. При этом Epic Games обязана компенсировать судебные расходы Apple, а также возместить ущерб за обход системы внутренних покупок App Store.

Кажется, история вышла на новый уровень, поэтому продолжаем пристально следить за «битвой титанов».

  

  1. Valve одержала поражение в споре о нарушении законодательства ЕС о конкуренции

Разработчик Steam – компания Valve проиграла спор против Европейского союза о взыскании штрафа в размере 1,6 миллиона евро, который был наложен за действия, препятствующие продаже некоторых компьютерных игр на территории ЕС. В 2021 год Valve была оштрафована Европейской комиссией за геоблокировку контента. Так, Valve и пять издателей видеоигр были оштрафованы на общую сумму 7,8 миллионов евро за незаконную практику геоблокировки. В число пяти издателей вошли Focus Home Interactive, ZeniMax, Koch Media, Capcom и Bandai Namco.

Издатели игр (разработчики) используют сервис Steamworks, для разработки и загрузки игр на платформу Steam. На платформе они доступны для активации или скачивания пользователями.

Разработчики могут воспользоваться сервисом Steamworks для управления территорией («геоблокировка») доступа к игре. Соответственно, разработчик может либо ограничить территорию, где игра может быть активирована в Steam (и далее пользователь может играть на неограниченной территории), либо ограничить доступ и использование игры только определенной территорией.

Несмотря на то, что геоблокировка в Steam распространяется исключительно в отношении определенных игр и составляет только 3% от общего объема продаж видеоигр Steam, суд пришел к выводу, что такое обстоятельство дел свидетельствует о наличии антиконкурентных ограничений: геоблокировка по своей природе противоречит самой цели защиты единого внутреннего рынка.

 

  1. Запрос Sony аннулировать многомиллиардный иск из-за наценок в PlayStation Store был отклонен

Sony не удалось аннулировать коллективный иск, который был подан британскими геймерами из-за наценок в PlayStation Store. Апелляционный суд по вопросам конкуренции Великобритании постановил, что компания должна обосновать свою позицию на судебных заседаниях: суд указал, что рассмотрение иска должно быть продолжено, а из списка истцов следует исключить людей, совершавших покупки в PlayStation Store после августа 2022-го. Sony пыталась добиться отклонения иска, утверждая, что в материалах дела достаточное количество ошибок и несостыковок.

22 августа 2022 года против Sony был подан коллективный иск в Апелляционный Трибунал по вопросам конкуренции Великобритании: компания обвиняется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке в связи с навязыванием несправедливых условий разработчикам и издателям игр для PlayStation, что приводило к якобы несправедливым ценам для пользователей каждый раз, когда они покупали игры или внутриигровой контент в PlayStation Store.

Согласно исковому заявлению, за последние шесть лет потребители переплатили за свои цифровые игровые покупки на платформе PlayStation Store на целых 5 миллиардов фунтов стерлингов, когда предполагаемый ущерб на одного человека оценивается от 67 до 562 фунтов стерлингов. В действиях компании усматриваются нарушения антимонопольного законодательства: злоупотребление своим положением на рынке игр. Цель – навязывать несправедливые условия разработчикам и издателям игр, повышая цены для потребителей.

Sony взимает фиксированную плату в размере 30% с разработчиков, которые продают игры в PlayStation Store. Это приводит к тому, что цены на цифровой контент выше, чем на физическую копию той же видеоигры, несмотря на связанные расходы на изготовление и доставку материальных носителей.

 

  1. Организация развития видеоигровой индустрии обратилась с запросом в СК и Генпрокуратуру о проверке карты в Counter-Strike 2

Глава Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников направил обращение в Следственный комитет РФ и Генпрокуратуру для инициации проверки карты московского метро, которую разработал Департамент транспорта Москвы для турнира «Большая киберспортивная лига» по Counter-Strike 2, так как, согласно его мнению, карта может нарушать законы РФ.

Со слов Овчинникова несмотря на то, что на карте изображена несуществующая станция метро, она «обладает всеми атрибутами московского транспорта». Геймеры могут примерить роль террористов и взорвать станцию. Такое «чувствительное сочетание» идеи, события, времени, места, темы взрывов в московском метро и то, что турнир по Counter-Strike 2 проходил при поддержке Департамента транспорта Москвы, требует более детального изучения.

 

  1. Valve отклоняет игры с искусственным интеллектом из-за опасений по авторским правам.


Valve, вероятно, приняла политику отклонения игр, использующих контент, созданный искусственным интеллектом, из-за опасений по поводу нарушения авторских прав.
В заявлении представитель Valve пояснил, что компания не желает препятствовать использованию искусственного интеллекта в разработке игр и, наоборот, видит в этом большой потенциал. Однако у компании есть опасения относительно юридического статуса художественных элементов, созданных искусственным интеллектом. Это связано с тем, что использованный для обучения ИИ набор данных может включать в себя произведения, защищенные авторскими правами, которые не принадлежат создателю игры.

Valve подчеркивает, что их подход к обзору игр, созданных с использованием искусственного интеллекта, является отражением текущего состояния законодательства об авторском праве и политики, и они готовы адаптировать свой процесс по мере изменения этих законов и политик.

Анонимный разработчик опубликовал на форуме "aigamedev" сообщение о том, что после загрузки игры с некоторыми элементами, явно созданными искусственным интеллектом, он получил отказ от Valve со следующим содержанием.

"Хотя мы стремимся выпускать большинство представленных нам игр, мы не можем выпускать игры, для которых у разработчика нет всех необходимых прав. После рассмотрения мы выявили интеллектуальную собственность в игре, которая, кажется, принадлежит третьему лицу. В частности, игра содержит художественные элементы, созданные искусственным интеллектом, который, по-видимому, основывается на материале, принадлежащим третьим сторонам. Поскольку правовая принадлежность таких художественных элементов, созданных искусственным интеллектом, неясна, мы не можем выпустить вашу игру, если вы не сможете подтвердить, что обладаете правами на все интеллектуальную собственность, использованную в наборе данных, на основе которого обучался искусственный интеллект для создания активов в вашей игре. Если вы не удалите весь такой контент, мы не сможем выпустить вашу игру в Steam, и это приложение будет заблокировано".

По словам разработчика, несмотря на редактирование элементов игры так, чтобы "больше не было явных признаков искусственного интеллекта", его приложение все равно было отклонено.

 

Авторы обзора:

Алена Кузьмина, старший юрист Semenov&Pevzner

Вадим Кочешев, младший юрист Semenov&Pevzner

 

Еще Новости
Semenov&Pevzner в рейтинге «Право-300». Semenov&Pevzner в рейтинге «Право-300». Серия лекций по авторскому праву в Арт-центре «ЗИЛ» Серия лекций по авторскому праву в Арт-центре «ЗИЛ» Переход на систему автоматизации Case.Pro Переход на систему автоматизации Case.Pro Запуск патентной практики Запуск патентной практики Лекция «Авторские права на кинофильмы» в Wordshop Лекция «Авторские права на кинофильмы» в Wordshop Обучающий курс для Академии Права Обучающий курс для Академии Права Конференция под эгидой Европейской комиссии, посвященная FIFA 2018 Конференция под эгидой Европейской комиссии, посвященная FIFA 2018 Семинар КХЛ по маркетингу и коммуникациям Семинар КХЛ по маркетингу и коммуникациям Artificial Intelligence VS. Intellectual Art Artificial Intelligence VS. Intellectual Art Moscow Licensing Summit 2018 Moscow Licensing Summit 2018 TLDCON-2018, Юрмала TLDCON-2018, Юрмала Semenov&Pevzner в федеральном рейтинге «Право-300» Semenov&Pevzner в федеральном рейтинге «Право-300» Первый IP Battle Первый IP Battle Рекордное число блокировок Рекордное число блокировок Доклад на CSTB. Telecom Media 2019 Доклад на CSTB. Telecom Media 2019 Международная выставка CJF – Child and Junior Fashion 2019 Международная выставка CJF – Child and Junior Fashion 2019 Юридический кейс-форум Pravo Tech Юридический кейс-форум Pravo Tech Международный форум «Интеллектуальная собственность -– XXI век» Международный форум «Интеллектуальная собственность -– XXI век» Комментарий для «Коммерсанта» Комментарий для «Коммерсанта» Semenov&Pevzner открывает офис в Санкт-Петербурге Semenov&Pevzner открывает офис в Санкт-Петербурге Semenov&Pevzner станут официальными партнерами Саммита Франчайзоров Semenov&Pevzner станут официальными партнерами Саммита Франчайзоров Asmodee Group VS Cosmodrome: процесс завершен на условиях Semenov&Pevzner Asmodee Group VS Cosmodrome: процесс завершен на условиях Semenov&Pevzner Apple отказано в регистрации товарного знака: комментарий для «Ведомостей» Apple отказано в регистрации товарного знака: комментарий для «Ведомостей» Журнал Суда по интеллектуальным правам опубликовал статью младшего юриста Semenov&Pevzner об ответственности стрим-риппинг сайтов Журнал Суда по интеллектуальным правам опубликовал статью младшего юриста Semenov&Pevzner об ответственности стрим-риппинг сайтов Выступление Романа Лукьянова на CSTB процитировано в материале об онлайн-кинотеатрах Выступление Романа Лукьянова на CSTB процитировано в материале об онлайн-кинотеатрах Big Data и персональные данные: тезисы Екатерины Смирновой для Fontanka.ru Big Data и персональные данные: тезисы Екатерины Смирновой для Fontanka.ru Случай Дмитрия Краснощекова и защита персональных данных: комментарий для Fontanka.ru Случай Дмитрия Краснощекова и защита персональных данных: комментарий для Fontanka.ru Материал управляющего партнера офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге на Zakon.ru по делу о персонажах «Маугли» Материал управляющего партнера офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге на Zakon.ru по делу о персонажах «Маугли» «Сбербанк технологии» vs Datahost: комментарий Романа Лукьянова для «Ведомостей» «Сбербанк технологии» vs Datahost: комментарий Романа Лукьянова для «Ведомостей» Участие в VII Балтийском форуме деловой авиации Участие в VII Балтийском форуме деловой авиации Как защитить товарный знак: пошаговый гид от управляющего партнера S&P Как защитить товарный знак: пошаговый гид от управляющего партнера S&P Партнерство с крупнейшей правовой конференцией в Сколково Партнерство с крупнейшей правовой конференцией в Сколково Доклад на Moscow Licensing Summit Доклад на Moscow Licensing Summit Участие в международной конференции в Вильнюсе Участие в международной конференции в Вильнюсе Статья Екатерины Смирновой о юридических границах рекламной продукции Статья Екатерины Смирновой о юридических границах рекламной продукции Участие в юридической сессии Moscow Licensing Summit Участие в юридической сессии Moscow Licensing Summit Обучающий видеокурс Semenov&Pevzner по авторскому праву выложен в открытый доступ Обучающий видеокурс Semenov&Pevzner по авторскому праву выложен в открытый доступ Дискуссия с участием Екатерины Калиничевой на TLDCON-2019 в Вильнюсе Дискуссия с участием Екатерины Калиничевой на TLDCON-2019 в Вильнюсе РБК.Екатеринбург о борьбе правообладателя JBL с контрафактом РБК.Екатеринбург о борьбе правообладателя JBL с контрафактом Партнерство с крупнейшей В2В-конференцией игровой индустрии Партнерство с крупнейшей В2В-конференцией игровой индустрии Дискуссия в Сколково Дискуссия в Сколково Защиту товарного знака «Свинка Пеппа» осветили ключевые СМИ Защиту товарного знака «Свинка Пеппа» осветили ключевые СМИ Новые правила подачи групповых исков: комментарий для Business FM Новые правила подачи групповых исков: комментарий для Business FM Репортаж телеканала «Москва 24» о борьбе с контрафактом Репортаж телеканала «Москва 24» о борьбе с контрафактом Обзорная статья об авторском праве в России для ICLG Обзорная статья об авторском праве в России для ICLG Обзор важнейших судебных дел в индустрии видеоигр Обзор важнейших судебных дел в индустрии видеоигр Сеть гипермаркетов выплатит $20 000 по иску Entertainment One UK Limited Сеть гипермаркетов выплатит $20 000 по иску Entertainment One UK Limited Участие в «IP-BATTLE: инфраструктура адресации Интернета против правообладателей» Участие в «IP-BATTLE: инфраструктура адресации Интернета против правообладателей» Оформление и защита бренда: краткий гид для Marketmedia Оформление и защита бренда: краткий гид для Marketmedia Комментарий для крупнейшего российского бизнес-портала игровой индустрии Комментарий для крупнейшего российского бизнес-портала игровой индустрии Комментарий по делу Nginx для The Bell Комментарий по делу Nginx для The Bell IP HELP  IP HELP  Интересы британского лейбла Parlophone Records Интересы британского лейбла Parlophone Records В эфире радио Медиаметрикс В эфире радио Медиаметрикс Semenov&Pevzner вошла в топ лучших юридических фирм России в рейтинге газеты Коммерсантъ за 2020 год Semenov&Pevzner вошла в топ лучших юридических фирм России в рейтинге газеты Коммерсантъ за 2020 год Практическое руководство по ведению франчайзингового бизнеса в России Практическое руководство по ведению франчайзингового бизнеса в России Semenov&Pevzner генеральный партнер сообщества игровых разработчиков Индикатор Semenov&Pevzner генеральный партнер сообщества игровых разработчиков Индикатор Semenov&Pevzner представляет интересы Domino's Pizza Semenov&Pevzner представляет интересы Domino's Pizza Екатерина Смирнова в международном рейтинге Best Lawyers Екатерина Смирнова в международном рейтинге Best Lawyers Онлайн сессия «Better call your gamedev lawyer» Онлайн сессия «Better call your gamedev lawyer» Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для портала App2Top Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для портала App2Top Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для Game World Observer Обзор крупнейших правовых конфликтов в игровой индустрии для Game World Observer Интервью о трендах в игровой индустрии в России для журнала Legal Insight Интервью о трендах в игровой индустрии в России для журнала Legal Insight Использование чужих разработок при создании ПО Использование чужих разработок при создании ПО Авторские и смежные права в музыкальной индустрии Авторские и смежные права в музыкальной индустрии Компенсация как способ защиты нарушенных исключительных прав Компенсация как способ защиты нарушенных исключительных прав Комментарий Романа Лукьянова о потенциальной блокировке YouTube Комментарий Романа Лукьянова о потенциальной блокировке YouTube Semenov&Pevzner поддерживает хакатон Ludum Dare Semenov&Pevzner поддерживает хакатон Ludum Dare Поддержка франчайзингового бизнеса Поддержка франчайзингового бизнеса Блокировка сайтов за нарушения авторских прав в России Блокировка сайтов за нарушения авторских прав в России По следам Rambler vs. Nginx и Антона Мамичева vs. Veeam software По следам Rambler vs. Nginx и Антона Мамичева vs. Veeam software IP&IT LAW 2020 в сфере гейминга и киберспорта IP&IT LAW 2020 в сфере гейминга и киберспорта Какие детские игрушки подделывают чаще всего? Какие детские игрушки подделывают чаще всего? Доменные имена и объекты интеллектуальной собственности Доменные имена и объекты интеллектуальной собственности Гейминг и киберспорт: что нужно менять в российском законодательстве об ИС Гейминг и киберспорт: что нужно менять в российском законодательстве об ИС Semenov&Pevzner сопровождает запуск Spotify в России и других странах Semenov&Pevzner сопровождает запуск Spotify в России и других странах Юридическое сопровождение проектов в игровой индустрии Юридическое сопровождение проектов в игровой индустрии Более 200 профессионалов обсудят юридические аспекты игровой индустрии Более 200 профессионалов обсудят юридические аспекты игровой индустрии Особенности регулирования авторского права в России Особенности регулирования авторского права в России Образование в игровой индустрии Образование в игровой индустрии Особенности регулирования франчайзинга в России Особенности регулирования франчайзинга в России Semenov&Pevzner – лидер в категории «Интеллектуальная собственность» в рейтинге «Право.RU-300»! Semenov&Pevzner – лидер в категории «Интеллектуальная собственность» в рейтинге «Право.RU-300»! Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2021 Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2021 Warner Music Group приобрела лидирующий инди-лейбл Zhara Music Warner Music Group приобрела лидирующий инди-лейбл Zhara Music Юристы Semenov&Pevzner приняли участие в конференции Собака.ru «Товарные знаки в моде» Юристы Semenov&Pevzner приняли участие в конференции Собака.ru «Товарные знаки в моде» Игры Фемиды Игры Фемиды 4 юриста Semenov&Pevzner в международном рейтинге Best Lawyers 2022 4 юриста Semenov&Pevzner в международном рейтинге Best Lawyers 2022 Лучшая консалтинговая компания в области цифрового права 2021 года Лучшая консалтинговая компания в области цифрового права 2021 года Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2022 Semenov&Pevzner – лидер в сфере интеллектуальной собственности по результатам исследования Коммерсантъ 2022 Semenov&Pevzner усиливает практику и приветствует команду из ведущей международной юридической фирмы Semenov&Pevzner усиливает практику и приветствует команду из ведущей международной юридической фирмы Команда Semenov&Pevzner приняла участие в выпуске монографии по правовым аспектам видеоигр Команда Semenov&Pevzner приняла участие в выпуске монографии по правовым аспектам видеоигр Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет о присоединении к Консорциуму IRS Advisory Group Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет о присоединении к Консорциуму IRS Advisory Group Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет об открытии офиса в Новосибирске Юридическая фирма Semenov&Pevzner объявляет об открытии офиса в Новосибирске Epic Games против Apple: Верховный суд США оставил в силе решение суда первой инстанции Epic Games против Apple: Верховный суд США оставил в силе решение суда первой инстанции АК-47 в компьютерных играх АК-47 в компьютерных играх Внесение ПО в реестр российского ПО: в погоне за льготами или курс на импортозамещение? Внесение ПО в реестр российского ПО: в погоне за льготами или курс на импортозамещение? Рикроллинг – это вообще законно? Рикроллинг – это вообще законно? Регистрация ПО в Роспатенте, Минцифры и IT-аккредитация: польза для бизнеса Регистрация ПО в Роспатенте, Минцифры и IT-аккредитация: польза для бизнеса
Комментарии к новости
Комментарии 0

Авторизируйтесь через социальную сеть
Ваш комментарий будет первым