Газета опубликовала материл, анализирующей решение Палаты по патентным спорам, отказавшей Apple в регистрации товарного знака для технологии дополненной реальности (augmented reality, AR), поскольку в России уже зарегистрированы товарные знаки, схожие до степени смешения. В своем комментарии управляющий партнер Semenov&Pevzner Роман Лукьянов, сообщил, что крупные международные компании довольно часто не могут зарегистрировать товарный знак, потому что похожий уже зарегистрирован другой компанией в России. По мнению Лукьянова Apple следует обжаловать решение Роспатента в Суде по интеллектуальным правам, доказая, что под схожими знаками предоставляются разные услуги и пользователи не будут их путать.
Apple отказали в регистрации товарного знака дополненной реальности в России
Он оказался слишком похож на товарные знаки «Аэропортов регионов»
Роспатент отказал Apple в регистрации в России товарного знака для технологии дополненной реальности (augmented reality, AR) – решение Палаты по патентным спорам опубликовано в конце июня. Роспатент указал, что в России уже есть схожие до степени смешения товарные знаки. Два из них – буквы AR и те же буквы в квадратной рамке – принадлежат АО «Управляющая компания «Аэропорты регионов» (входит в группу «Ренова»). Еще один знак принадлежит бельгийскому разработчику решений в сфере дополненной реальности – Layar B. V. Все товарные знаки зарегистрированы в одной и той же категории «Программное обеспечение».
Apple впервые представила инструменты для разработчиков приложений в сфере AR в 2017 г. (так называемый ARKit), а в июне того же года зарегистрировала в международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности свой товарный знак. Холдинг «Аэропорты регионов» управляет четырьмя аэропортами (в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону) и еще три аэропорта строит. Буквенный товарный знак AR холдинг зарегистрировал в 2013 г., а логотип с рамкой – в 2016 г.
Роспатент отказал Apple в регистрации товарного знака еще в ноябре 2018 г., компания попыталась обжаловать это решение, но палата по патентным спорам также отказала. Apple приводила несколько аргументов: что элемент AR – общеупотребительный термин для обозначения дополненной реальности, а потому вообще не должен охраняться; что словесный элемент AR часто используется различными производителями в составе товарных знаков и, значит, на его основании не может быть установлено сходство знаков.
Но Роспатент счел доказательства компании слабыми, а поскольку AR – единственный словесный элемент и в знаке Apple, и в схожих с ним товарных знаках, служба не может не учитывать их сходства.
Apple, по сути, предложила Роспатенту признать, что все зарегистрированные знаки с элементом AR должны перестать охраняться законом на основании их частого употребления, и вывести элемент AR из правовой охраны, отмечает гендиректор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина, это слабый аргумент при оспаривании решения о регистрации товарного знака. Логичнее было бы говорить, что уже зарегистрированные товарные знаки, вероятно, не используются для охраны похожих разработок и программного обеспечения, и попробовать аннулировать другие знаки из-за неиспользования в этой категории, полагает Акиншина.
Ситуация, когда крупная международная компания с известным аудитории продуктом не может зарегистрировать товарный знак, потому что похожий уже зарегистрирован другой компанией в России, достаточно распространена, говорит управляющий партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов. Apple может обжаловать решение Роспатента в суде по интеллектуальным правам, рекомендует он, – пытаться доказать, что компании предоставляют под схожими знаками разные услуги и пользователи не будут их путать. Акиншина считает, что успех Apple в суде маловероятен.
Apple может обратиться к правообладателям схожих знаков и получить у них письма-согласия на регистрацию знака, указывают юристы. Но правообладатели могут потребовать очень крупной компенсации, думает Акиншина.
Обращения за разрешением использовать товарный знак в «Аэропортах регионов» не получали, сообщил представитель компании.
Такие компании, как Apple, часто регистрируют товарные знаки по всему миру, видимо, так произошло и со знаком AR, полагает юрист по интеллектуальной собственности Константин Бочкарев. И довольно часто корпорации сталкиваются на локальном рынке с уже зарегистрированными знаками. Apple могла бы получить согласие на регистрацию у правообладателей похожих знаков, которые были зарегистрированы ранее, или вывести словесный элемент AR из-под охраны, чтобы защитить графическую часть знака. Но ее представители не смогли или не захотели убедить Роспатент, что вызывает вопрос, насколько Apple действительно нужен этот знак в России, рассуждает он.
Представитель Apple не ответил на запрос «Ведомостей».
Алена Сухаревская / Ведомости